Раньше шахматистов, к примеру, учили: «Тронул фигуру – ходи!» Теперь учат добропорядочных граждан: «Снял трубку – отвечай!» И только беспомощные полицейские призывают на каждом углу: «Не снимайте трубку! Не отвечайте незнакомцам! Не нажимайте на ссылку! Не открывайте дверь!»...
А вообще, любая афера подобна джиу-джитсу. Только в борьбе, чтобы победить, используют силу противника, а в афере – его алчность. Ну, или, как в нашем случае, естественное для человека желание сэкономить. Совершаешь первый ход, а все остальное жертва доделывает за тебя...
Ошибка корректора.
Ирина Павловна живет в самом центре Автозавода, между районным универмагом и Дворцом культуры. Здешним кирпичным девятиэтажкам уже много лет. Ирина Павловна, одинокая интеллигентная женщина «за», с академическим образованием, скромной пенсией и последующей подработкой корректором в одном уважаемом издательстве. Прелесть этой подработки в том, что она может быть дистанционной.
В то утро Ирину Павловну разбудил звонок. Звонил городской телефон. «Кто это в такую рань?» – успела подумать женщина, поднимая стационарную трубку.
– Это вас беспокоит компания «Энерго... – дальше Ирина Павловна не разобрала спросонок. – Мы сегодня проверяем проводку в вашем подъезде, в какое время вы будете дома? – Вежливый женский голос на том конце провода строчил без паузы...
– Практически весь день, – с готовностью доложила хозяйка квартиры.
Даже со своей гуманитарной интуицией она предполагала, что внутренности дома, которому исполнилось уже 43 года, поизносились, поэтому всякое ведомство с приставкой «энерго», «газо», «водо» и пр. вызывало у нее священный трепет.
– Ждите, специалисты придут к вам в первой половине дня, – все так же вежливо пообещала диспетчер.
– Они пришли, двое молодых и веселых мужчин, Ваня и Валя, как я их называла, – рассказывает далее Ирина Павловна. – Ознакомились с документами, я к их приходу приготовила все бумаги, выданные энергокомпанией, осмотрели розетки и огласили вердикт: «Надо устанавливать новую, наружную, электропроводку, иначе – быть беде»...
Первый вопрос – вопрос цены. Оказалось, проводка может стоить «от четырехсот тысяч».
Хозяйка ойкнула и призналась, что таких денег у нее, конечно же, нет.
– Тогда хотя бы стабилизатор надо установить, – попутно специалисты рассказывали всевозможные страшилки про то, как у кого-то в отсутствие стабилизатора «все выгорело дотла».
Опять тот же вопрос.
– Казахстанский, без гарантии, стоит 147 тысяч, российский с гарантией один год – 150 тысяч рублей, – резюмировали Ваня и Валя.
– Но у меня нет таких денег, – опять сказала хозяйка.
Почесав затылки, сердобольные специалисты поинтересовались, может, льготы какие у пенсионерки имеются...
– Я ветеран труда федерального значения, – встрепенулась квартиросъемщица.
– Поможем? – участливо переглянулись мужики и стали звонить какому-то Никите Геннадьевичу.
Ирина Павловна своими ушами слышала, как некий начальник на том конце провода сурово возражал, мол, у них не благотворительная организация...
В результате непродолжительных переговоров Никита Геннадьевич все же сжалился, дал отмашку и – стороны сошлись меньше, чем на половине цены за российский стабилизатор с гарантией.
Тут же заключили с ошалевшей от радости хозяйкой договор, и она перевела указанную сумму на карту. На втором экземпляре официального бланка с круглой печатью Ирина Павловна прочитала: «Подрядчик ИП Марычев Никита Генадьевич, адрес: г. Нижний Новгород, ул. Левобережная, д. 1», далее следовали номера телефонов, ИНН, ОГРНИП и пр. Все честь по чести, не придерешься, тем более сэкономила чуть ли не 85 тысяч рублей! Единственное замечание, которое возникло у корректора с полувековым стажем после ухода Вани и Вали, одна «н» в отчестве. Согласно требованиям правописания русской речи, правильно будет написание Геннадиевич или Геннадьевич, но в любом случае с двумя буквами «н», – листала Ирина Павловна свою энциклопедическую память.
Ахиллесова пята.
И все же у всякого Ахиллеса есть своя пята. В этот же день пришли двое других специалистов и установили прибор – автоматический стабилизатор напряжения электронный марки «Ресанта -АСН-5000 Н/1-Ц»...
Ах, да! Прощаясь с Ириной Павловной, Ваня и Валя предупредили:
– Вы только никому не рассказывайте, что мы с вас так мало взяли за стабилизатор, все-таки это нарушение...
Интеллигентным женщинам нельзя что-либо запрещать, и, закрыв за непрошеными гостями дверь, Ирина Павловна сразу же набрала номер своей подруги. Подруга была технически более подкована, чем дипломированный филолог, и попросила прислать ей фото прибора. Через несколько минут Ирина Павловна уже знала, что в интернет-магазине «Вайлдберриз», например, точно такой же прибор стоит 12, 5 тысячи рублей, а в «Ситилинке» – на целую тысячу дешевле...
Когда на следующее утро по городскому телефону ей позвонил сам Никита Геннадьевич и стал уговаривать на защитное реле «подешевле» за 36 тысяч рублей, клиентка наотрез отказалась. А когда добрый дяденька продолжал настаивать, пообещала написать заявление в полицию.
Эту историю мы рассказали столь подробно потому, что корректоры – народ дотошный. Однако в последнее время жертвами подобного развода становились нижегородцы самых разных возрастов и профессий. Охотниками до легких денег становились «специалисты» газовых, энергетических и прочих компаний. Недавно в редакцию «НН» обратилась пенсионерка, которая пригласила на дом мастера по ремонту телевизоров, потому что на экране ее старенького «Томаса» появилась рябь. Повозившись с полчаса в недрах аппарата, мастер предъявил хозяйке счет, раза в три-четыре превышающий стоимость нового телевизора. Находясь в квартире наедине с незнакомым мужчиной, она побоялась долго возражать и заплатила. А теперь тщетно пытается вернуть свои кровные, «похоронные».
Самое обидное, что рябь на экране появилась вновь...
Один мой знакомый, наведавшись намедни к своей теще, застал у нее в гостях примерно такую же команду из «Вани и Вали», на спецодежде у которых было написано «Газовая служба». Они пытались втюхать пенсионерке копеечный шланг к газовой плите «взамен изношенного» за несколько тысяч, но узнав, что могут стать фигурантами уголовного дела, спешно ретировались.
«Нет состава преступления...»
Почти все, кто рассказывает эти многочисленные истории, сетуют на бездействие нашей полиции. Однако Ирина Павловна вообще наотрез отказалась писать заявление в полицию. Дескать, сама виновата. Почему-то решила, что заботу о ее проводке проявили сотрудники домоуправления, как это было в прежние, советские времена.
У моего знакомого заявление о деятельности «газовой службы» в райотделе приняли и даже провели проверку. Но, так как акция «газовиков» была прервана, сделка не состоялась, то и говорить, сами понимаете, не о чем. Как отвечают в таких случаях юристы, нет состава преступления… Еще одно дело, связанное с электропроводкой, где квартиросъемщицу-пенсионерку представители фирмы обобрали до нитки, в настоящее время передано для рассмотрения в нижегородский суд. И мы обязательно расскажем о результатах этого судебного разбирательства.
Впрочем, правоохранители «разбираются» только в тех случаях, когда у вас на руках есть хоть какой-то договор на оказание услуг, то есть документ. Ремонт газо- и электрооборудования, тем более ремонт бытовой и компьютерной техники мастером по объявлению вообще ничего не гарантирует. Сегодня мошенников в Нижнем пруд пруди. Единственная рекомендация для потребителей, говорит адвокат Сергей Белозеров, обращаться в проверенные специализированные организации для того, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, обязательно заключать договор на оказание услуг и внимательно читать текст в договоре, под которым подписываетесь.
Некоторые жертвы такого «законного» развода обращаются не в полицию, а в Роспотребнадзор. В Нижнем Новгороде количество подобного рода обращений увеличивается каждый год на 10-15 процентов.
...Работа мошенника напоминает работу фокусника, главное – перенаправить внимание зрителя. Пока вы, затаив дыхание, наблюдаете, как волшебник вытаскивает из шляпы кролика, он в это время распиливает пополам ассистентку. Обрадовав «ветерана труда федерального значения», предварительно запуганную возможным пожаром, скидкой в 80 тысяч рублей, добрые дяденьки продали ей «сертифицированный» стабилизатор по цене, в несколько раз превышающей его истинную стоимость. Скажете, никакого мошенничества?
Зато все вышенаписанное и опубликованное – для тех, кому еще только предстоит оказаться на ее месте, потому что, как говорил Наполеон Бонапарт, «поставьте мошенника у всех на виду, и он будет действовать как честный человек».
Татьяна Чинякова. Фото Александра Воложанина.