Театр «Комедiя» гостил в Кирове, а в это время в Нижнем Новгороде театралы смогли познакомиться с новыми постановками кировчан. Четыре спектакля, шесть показов за три дня. Это немного, чтобы судить о театре, но довольно для понимания общего стиля.
Кадриль и Есенин.
Наиболее всего запомнилась и оставила хорошее впечатление крепкая, сыгранная труппа. В ней, между прочим, служат несколько выпускников нашего театрального училища. Пусть постановки гостей были решены традиционно, но случились актерские открытия и зрительская любовь. Вечерние показы прошли с аншлагами, а обсуждение их продолжалось несколько дней.
Открылись гастроли деревенской комедией по пьесе Гуркина «Осенняя кадриль». Бесхитростная, но узнаваемая история, когда за забором все кажется лучше, а где-то там за горизонтом – жизнь ярче, превратилась для соседок в анекдотичный обмен мужьями. Лекарство от скуки круто изменило их жизнь, а нам позволило посмотреть на свои бытовые неурядицы со стороны, с добрым юмором. Музыкальная часть постановки – настоящее украшение спектакля, когда зрители одновременно подпевали и смеялись.
Дважды сыграли документальный спектакль «Женщины Сергея Есенина, или Любовь хулигана» – настолько оказалась интересной для публики трагическая судьба поэта, разобранная на эпизоды в недавнем сериале и многочисленных исследованиях. Действие стало препарированием отдельных глав жизни противоречивого и обласканного вниманием поклонниц талантливого человека. Проекция фотографий на белые кубы, двигающиеся на колесиках, режущий глаз красный занавес, стук печатающих машинок и его пять муз – свита короля поэта, для убедительности наряженного на сцене в блондинистый парик. За что музы так терпели, порой с преданностью собаки, и любили его? Это осталось загадкой, но для некоторых встреча с ним стала главным событием в жизни. А они для Есенина послужили временным источником вдохновения.
Озорники и Островский.
Фантасмагория драматурга Татьяны Ворониной на тему детского непослушания – «Все можно… или Как прожить без взрослых» – предложила посмотреть, каким будет мир, если из него исчезнут взрослые. И никаких запретов и барьеров для ребят, полная свобода. Только очень быстро вседозволенность оборачивается большими проблемами. На помощь приходит единственный оставшийся старик Угомон. И столь же внезапно все меняется к лучшему, с простым морализаторством в финале. Бытовое волшебство какое-то!
Заключительный «вечер по-кировски» нижегородцы провели в компании персонажей бессмертной пьесы А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». «Бестолковая комедия», как указывают авторы постановки жанр произведения, доказывает бессмысленность сатиры для прогнившего общества. Обличительный пафос финальной речи разочарованного Глумова, способного приспособиться под любого покровителя, был встречен его окружением так, будто он выступал все это время в роли комика из разговорного шоу.
Карикатурно и прямолинейно решенные сцены и герои, их упрощенные мотивации, часто с сексуальным подтекстом, лишились глубины, но повеселили зрителей, пришедших «расслабиться». Смешение времен в музыке и стилей в оформлении смогло затмить только безусловное актерское мастерство.
Пелагея Климова. Фото предоставлено пресс-службой театра.