Между нормой и безумием

Между нормой и безумием

«Новый Мусоргский» прозвучал на нижегородской филармонической сцене в рамках абонемента «Джазовые нестандарты Аркадия Шилклопера».


Переиначить Мусоргского задумали скрипач Тшо Тайссинг и певица Элизабет Кульман, коллеги по Венской народной опере. В названии их проекта Mussorgsky DisCovered заложена игра слов: то ли кавер-версии, то ли открытие заново, высвобождающее неакадемический потенциал. Поистине, во время концерта слышалось и то и другое.

Модест Мусоргский, — пожалуй, самый загадочный русский композитор. В поисках интонационной точности он писал порой «некрасиво», так что казался современникам недоучкой, а иные его гениальные находки вовсе не воспринимались всерьез и объяснялись… влиянием алкоголя. Даже его близкий друг Римский-Корсаков считал, что произведения Мусоргского можно исполнять, только исправив гармонию, форму и оркестровку. Так что многие произведения Мусоргского долгое время звучали в «приглаженных» версиях.

Мусоргский черпал из глубинных источников — фольклора и живой речи. Неистовая ритмика и интонационная необычность его сочинений оказали мощное влияние на музыку XX века. Не остались равнодушны к творчеству Модеста Петровича и современные джазмены, и в итоге его камерные сочинения прозвучали в исполнении интернационального квинтета (валторнист Аркадий Шилклопер, меццо-сопрано Элизабет Кульман, скрипач Тшо Тайссинг, пианист Антоний Дончев и контрабасист Георг Брайншмид). Это музыканты с крепким академическим образованием; сейчас все они, кроме певицы, успешно подвизаются в джазе.

Концерт получился замечательный! В течение почти двух часов прозвучало много произведений Мусоргского (плюс парочка авторских композиций от участников проекта). Исполнение было технически безупречным: виртуозным, творчески-радостным, и певица пела совершенно без акцента, с «русскими» интонациями. Очевидно, что музыканты удачно, с удовольствием разрабатывали фольклорный компонент. Правда, состоялся ли при всем этом Мусоргский — трагический, даже страшный, балансирующий между нормой и безумием, — вот вопрос.

Мария ФЕДОТОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате