Нижегородский театр «Вера» в конце сезона представил премьеру сказки «Цветик-семицветик». По мотивам известного произведения, созданного в 1940-м году писателем Валентином Катаевым, драматург Тоня Яблочкина написала современную историю, где волшебные способности цветка – исполнять желания – вовсе не самое главное.
Как в жизни.
Фантастическая сюжетная основа осталась канвой для развития событий, но в центр драматургического конфликта теперь выведены напряженные отношения в семье девочки Жени (Мария Попова), ее неумение общаться, сопереживать и управлять эмоциями. В модном формате психологического театра, без морализаторства и прямолинейных выводов, разыгрывается бытовая, казалось бы, ситуация, когда любящая семья несчастлива при видимом благополучии. Пусть история эта выдуманная, но документальные исповеди-монологи артистов здесь настоящие.
С предельной откровенностью «докудрамы» в повествование вкрапляются их реальные воспоминания о себе, родных и друзьях.
Молодые родители (Дарья Федорова и Александр Георгиев) заняты своими делами. Все их внимание отнимает капризный младший брат Павлик (Алексей Тулупов), а на дочку времени и сил у взрослых не хватает. Обида, злость, замкнутость порождают эгоизм и одиночество маленького человека – классический путь к травме, последствия которой скажутся по цепочке в будущем. Жене предстоит пройти путь осознания себя в этом мире и даже немножечко стать волшебницей, чтобы в финале произошло необычайное происшествие – обыкновенное чудо, и это не про исцеление мальчика-инвалида (Георгий Федосеев) последним оторванным лепестком.
Хотя этот момент и стал ключевым, трогающим до слез, судя по дружно шмыгающим носам зрителей, но главным драматическим событием в сказке оказалось примирение с родителями. Удивительно, но самые важные люди были в большей части спектакля антагонистами. Мама – источник негатива, раздражения, накопившейся усталости – погружена в свои переживания. Папа – заботливый, но отстраненный, наиболее близок Жене, только все же от матери она ждет эмоционального контакта. За неимением его, лучшим другом девочки становится мяч, а с воображаемыми тремя огромными воронами она ведет свою войну.
Подобно макбетовским Мойрам, сыгравшим роковую роль в предопределении судьбы, волшебница в новой сказке «растроилась» и превратилась в трех цветочных фей. Актрисы Татьяна Каурова, Мария Тулупова и Полина Майорова играют представительниц разных поколений и по характеру они не повторяют друг друга. Да и цветик-семицветик, что дарят они Жене, больше похож на луговую ромашку – ничем не примечателен.
Разбить и восстановить стекло, отправиться на полюс к белым медведям, познакомиться с таким же неприкаянным медвежонком (Данила Еркин) и поскорее вернуться обратно, завладеть всеми игрушками, но в итоге испугаться своих желаний. Импульсивные поступки, как потраченная впустую жизнь, были нужны с одной целью – чтобы понять их бессмысленность и не упустить главный шанс. Помочь случайному человеку после того, как удалось наладить отношения в своей семье.
Волшебники среди нас.
Разноцветные лепестки, по воле художника Оганеса Айрапетяна, символизируют осветительные лампы над сценой, гаснущие после каждого эпизода использованного желания. Намеренно лишен цветов быт семьи: вокруг только множество оттенков безликого серого, в который врывается свет волшебства, управляемый художником по свету Сергеем Гаевым, из приключений девочки. Музыкальное оформление от композитора Марка Булошникова перекликается с игрой ребенка в классики, беззаботно скачущего по клеточкам на дорожке. Танцы в постановке хореографа Елены Богдановой – это современное решение, зачастую объясняющее чувства героини, без слов.
Постановка молодого режиссера Андрея Богданова говорит со зрителями об актуальных проблемах, затрагивает темы близкие и понятные каждому, вне зависимости от возраста. Именно поэтому спектакль хочется посоветовать посмотреть представителям всех поколений, чтобы обсудить увиденную ситуацию после просмотра и попытаться понять друг друга в обычной жизни. 6+
Ольга Плаксунова. Фото предоставлено театром.