Как выглядели города и горожане в середине XIX столетия, можно увидеть на выставке уникальных рисунков

Как выглядели города и горожане в середине XIX столетия, можно увидеть на выставке уникальных рисунков

Путешествие цесаревича Романова в графике предлагает увидеть НГХМ, где открылась выставка «По России в свите Наследника…». Совместный проект нижегородских искусствоведов и музея-заповедника «Павловск» приурочен к 200-летию со дня рождения художника Алексея Боголюбова.

Автор бесценного альбома рисунков, известный пейзажист и маринист Боголюбов в 1863 году сопровождал в поездке по России наследника российского престола – великого князя Николая Александровича (старшего сына императора Александра II). Из-за кончины в молодом возрасте стать царем ему было не суждено. Позже сборник зарисовок принадлежал брату цесаревича – Александру Александровичу (будущему Александру III), частично повторившего его путь.

Начиная с Василия Андреевича Жуковского, поэта и воспитателя будущего императора Александра II, такие путешествия стали традиционными и получили название – «венчание с Россией». Наследники престола отправлялись знакомиться с российскими городами и народами, а население могущественной страны могло увидеть юных Романовых воочию. Тех же, кто приходил в национальной одежде мест бытования, допускали в первые ряды торжественной процессии.

Боголюбов показывает нам, как выглядели города и горожане в середине XIX столетия. То были непростые три месяца путешествия на пароходах, в экипажах и по железной дороге – от Санкт-Петербурга до Петрозаводска, по Шексне, Волге, Дону через Азовское и Черное моря в Крым. Сервис, проходимость дорог и каналов не отличались повышенным комфортом – для поездки транспорт арендовался на местах. Неудивительно, что цесаревич почувствовал себя плохо уже тогда.

На стенах, над хроникой царской образовательной поездки (по Мариинской системе), в топографических кружках отмечены по маршруту места на российской карте, что посетил цесаревич. Если бы Романов жил в наше время и вел социальные сети, его путевые посты выглядели бы именно так. Кстати, под рисунками приведены цитаты из официальных источников, воспоминания и записи участников путешествия: самого Николая Александровича, его учителей и наставников – И. К. Бабста и К. П. Победоносцева. 

Фотография в те годы еще не была распространена, поэтому 70 работ, привезенные из Павловска, сегодня стали историческим раритетом и документальным фактом. Да и сама демонстрация – редкое явление. Обычно графика экспонируется редко, из-за воздействия света и влажности, и хранится в запасниках.

На вернисаже первым зрителям напомнили, что между нижегородским и павловским музеем есть особые связующие звенья истории. В начале Великой Отечественной войны в город Горький были эвакуированы экспонаты из Ленинградской области, и хранились у нас какое-то время, а позже были отправлены дальше в тыл. После Победы, когда начали восстанавливать поврежденные объекты культуры, горьковский музей передал павловским коллегам старинную мебель, подошедшую по стилю, взамен утраченной.

Примечательно, что останавливался цесаревич со свитой в том самом доме губернатора, где сейчас располагается выставка, но выше этажами. Именно Нижний Новгород (больше, чем какой-либо другой населенный пункт) изображен Боголюбовым на восьми работах. Художника особо впечатлил вид с откоса на бесчисленное количество судов – их наброски представлены в отдельном пространстве. Также объектами стали «Благовещенская площадь в Нижнем Новгороде», «Железный биржевой дом», «Чайный склад», «Сибирская пристань», «Богоявленский монастырь». 

Специально для выставки рисунки были вынуты из альбома и оформлены в новые, одинаковые паспарту и рамы. Сочетание белого, серо-голубого оттенка и желто-коричневой карандашной сепии создает ощущение прохладного северного стиля, сдержанного Санкт-Петербурга.

Выставка работает по 25 августа в филиале «Русское искусство» (кремль, корпус 3). 0+.

Ольга Плаксунова. Фото предоставлено НГХМ.

Следите за нашими новостями в удобном формате