В центре культуры «Рекорд» прошел исторический вечер «Мурома. Тысячу лет назад»

В центре культуры «Рекорд» прошел исторический вечер «Мурома. Тысячу лет назад»

В центре культуры «Рекорд» прошел исторический вечер «Мурома. Тысячу лет назад». Он был посвящен промежуточным итогам работы археологической экспедиции Нижегородского музея-заповедника в Вачском округе, в ходе которой велись исследования могильника муромы Звягино-2. 

Восстанавливая контекст.

Мурома – исчезнувший финно-угорский народ, проживавший на небольшой территории в нижнем течении Оки на протяжении VII – XI веков.

О существовании древних захоронений музейные работники узнали от местных жителей. В 2022 году захоронение было поставлено на госохрану, и вот уже два года там проводятся исследовательские работы. О промежуточных итогах этих изысканий нижегородцам поведали специалисты. 

– Экспедиция – это образ жизни и, конечно же, наука, – констатировал генеральный директор НГИАМЗ Юрий Филиппов. – Любые раскопки без научной под­оплеки – это просто собирание старых вещей. Наша экспедиция глубоко научна: мы работаем совместно с Институтом археологии Российской академии наук. 

Безусловной изюминкой вечера стал фильм «Мурома. Тысячу лет назад» (режиссер Сергей Мазин) – лента, сочетающая документальное кино с элементами исторической реконструкции. В нем собравшиеся увидели, с одной стороны, полевые будни археологов, с другой, – ощутили, как из-под земли словно восстают тени минувшего.

– На правом берегу нижегородского Поочья, на территории современных Навашинского, Павловского, Вачского округов тысячу лет назад жили люди, мурома, – сказал, предваряя показ, режиссер. – Судя по находкам, это было развитое общество, использовавшее достаточно продвинутые технологии. Как они жили, как могли выглядеть… и куда они исчезли? 

Палящее солнце, проливной дождь, жарко, холодно. Работать невозможно, но необходимо. Это тоже часть романтической профессии. Просто во время затяжного ливня песни петь вечером усаживаются не у костра, а в палатке, и поют под шум барабанящих по крыше капель.

– Цель нелегкой работы археологов – найти что-то такое, что закрыло бы белые пятна в знаниях человека. И в этой экспедиции подобных находок немало, – говорит Юрий Филиппов. – К сожалению, крайне усложнили нашу работу «черные копатели» – любители металлопоиска, занимающиеся варварским выкапыванием археологических предметов.

Дело в том, что археолог наметанным взглядом видит цельную картину, словно готовую сцену из прошлого. «Рассказчиком» выступает не какая-либо одна вещь, а целый комплекс, как говорят специалисты, контекст. Допустим, если топор не просто лежит, 

а воткнут в дно могилы, это ритуал. Если предмет не один, а россыпью, да еще и с обломками – это наверняка следы производства. И именно контекста лишают археологов черные копатели: изымая отдельные предметы и безжалостно круша землю лопатами, они буквально выдирают из книги истории бесценные листы.

Определенной сенсацией в археологическом изучении Нижегородской области стало исследование погребения мужчины – человека однозначно знатного, имевшего высокий имущественный статус. Он был богат и силен. В погребении найдено оружие, железный топор, наконечник копья, боевой нож, кресало. Поясной ремень был украшен дорогими фигурными накладками из белого металла – скорее всего, серебряными с золочением. Помимо этого у мужчины были украшения рук – бронзовые браслеты и серебряные перстни очень тонкой работы.

Кожаные ремни этого мужчины выполнены по моде венгерской, восточной Европы. А изготавливались они, скорее всего, на территории Пермского Предуралья. 

Интересный элемент, который нас, археологов, поразил особенно, – тончайшей работы тесьма, часть позумента. Ширина кусочков тесьмы всего 5-7 миллиметров. Узор, имеющий аналоги на территории Скандинавии, сплетен из органической нити, на которую навита тончайшая, в волос, серебряная проволока. 

Еще одна сенсация, пожалуй, покруче монет и украшений – обнаруженные при раскопках глиняные сосуды. Они изготовлены на гончарном круге, да еще и по древнерусскому образцу. А мурома лепила свои горшки вручную. Значит, горшок – «приезжий». Подобные горшки характерны для северо-западной Руси. Возможно, сосуд «пришел» либо с новгородцем, либо с псковитянином; либо сам мурома был в далеком отъезде и привез его. Значит, существовали контакты. 

Было найдено много монет, преимущественно серебряных арабских дирхемов, которые в те времена являлись, наверное, самой устойчивой валютой. В детском погребении было обнаружено ожерелье с денариями – западноевропейскими монетами, которые чеканились во времена Генриха III, в середине XI века. Все это красноречиво говорит о том, что мурома – не просто небольшой лесной народец, добывавший себе пропитание охотой, рыболовством и бортничеством. Они были вовлечены в обширные международные торговые отношения, бытовавшие на огромной территории от Европы до стран Азии. 

Не куда, а когда.

– Жили мурома полноценной активной жизнью. Рацион был разнообразным. Прежде всего –мясо нескольких видов как основа. Различная рыба, которую давала река. Хлеб, мед, напитки неизвестны, возможно, травяные отвары, – рассказывает Юрий Филиппов.  

В ходу были самые разные профессии: торговцы, скотоводы, искусные ремесленники, бортники, рыбаки, немного земледельцы. Была хорошо развита металлургия – в погребениях встречаются приспособления для литья металла. Женщины были хорошими ювелирами, отливали бронзовые украшения удивительной красоты. 

Носили они качественную одежду из ткани и кожаную обувь. Все, особенно женщины, были обильно, от головы до ног снабжены обережными украшениями и звенящими – «шумящими» – подвесками. Как мы говорим, муромскую женщину сначала было слышно, а потом уже видно. Особенно много находят шумовых подвесок, украшенных утиными или гусиными лапками. Объяснение этому можно найти в эпосе финно-угорских народов: водоплавающая птица участвует в создании мира. Более того, утка там считается священной, в том числе оттого, что это посредник между тремя мирами – воздухом, землей и водой.

– В этом году мы еще нашли в захоронениях несколько древнерусских вещей и «поймали за хвост» процесс ассимиляции, – говорит старший научный сотрудник Института археологии Российской академии наук Ольга Зеленцова. – До недавнего времени считалось, что в X веке мурома с территории Нижегородского края исчезают. По результатам раскопок мы получили доказательства, что и в середине XI века приокские территории были населены этим народом. Мы планируем продолжить исследования, потому что памятник очень интересен, хотя и очень разграб­лен. Даже по оставшимся крохам можно многое восстановить.

Мы отслеживали, как в украшениях муромских женщин появлялись кресты, то есть мурома постепенно становятся христианами, как погребения организовывались по русскому типу – головой на запад и хотя бы с небольшой, но насыпью. В погребении женщины мурома, с серебряными височными украшениями, типичными именно для мурома, мы нашли византийские бусы, которые начали распространяться на Руси в XI веке. Результатов научных генетических исследований по народу мурома еще нет. Однако большинство тео­рий говорит о том, что мурома не были уничтожены, но ассимилировались, растворились в пришедшем в эти места древнерусском населении. 

Добыть и сохранить.

Артефакт мало найти, его еще надо спасти. Керамика, украшения, монеты и прочее – все находки первым делом отправляются в полевую реставрационную лабораторию. 

Найденные предметы долгое время пролежали в земле, и какие с ними произошли разрушения, в полевых условиях точно определить невозможно. И первым делом необходимо правильно запаковать найденные предметы: создать благоприятные условия, чтобы они пережили переезд в город, в стационарную лабораторию в целом и невредимом виде. После извлечения из грунта находки помещают в пластиковые контейнеры, внутри которых поддерживают влажность, необходимую для лучшего сохранения предмета. Дело в том, что найденный предмет за время своего пребывания в земле как бы сливается с окружающей средой, покрываясь некоей защитной пленкой. После того, как вещь извлекается из культурного слоя, процессы разрушения запускаются с новой силой, иногда очень быстро, и важно стабилизировать находку.

Итак, предмет помещается в ультразвуковой очиститель. Под действием ультразвука и щелочного раствора происходит вымывание солей для предотвращения коррозии. Затем высушивается при температуре 80-100 градусов в течение нескольких часов в специальном шкафу.

Находки отправляются в лаборатории, где с ними работают многочисленные специалисты: определяют дату, материал, способ производства и прочее. 

Сам процесс реставрации – это не просто расчистка предмета и сохранение, но и изучение состава предмета, в том числе металлографические и спектральные исследования.

Затем проводится проверка на стабильность и – финал: окончательная очистка предметов, покрытие консервирующим составом и защитной пленкой.

Что дальше?

Юрий Филиппов пообещал, что на следующий год исследование Вачского могильника будет продолжено, причем в существенно расширенном формате. Плюс ко всему экспедиция будет комплексная. К историкам присоединится Нижегородская консерватория в лице доцента кафедры теории музыки, этнографа Андрея Харлова и его студентов. 

Кстати, фильм «Мурома. Тысячу лет назад» выложен в Сеть. Посмотреть его можно на https://vk.com/video/@ngiamz_nn.   Также отснятый материал будет передан в региональный минобр для использования в школьных уроках истории.

В тот вечер в холле «Рекорда» была организована выставка лабораторного оборудования ученых-археологов и наиболее интересных находок из Вачского могильника. Среди них – фигурные поясные накладки из белого металла с позолотой, перстни, браслеты, бронзовые «шумящие» женские украшения, височные кольца из тончайшей серебряной фольги, ожерелье с несколькими видами бус и монетовидными привесками, восточные и западноевропейские монеты из серебра.

Выставка работала менее суток. Впрочем, через некоторое время исторические находки наверняка украсят витрины музея-заповедника.

Мария Федотова. 

Следите за нашими новостями в удобном формате