Под управлением главного дирижера и художественного руководителя оркестра филармонии, народного артиста России Владимира Понькина прозвучали «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха – сочинение сложное, масштабное и знаменитое, написанное почти триста лет назад. «Страсти по Матфею» звучат редко, в России тем более, так что каждое их исполнение – заметное событие.
Словно выпуск новостей.
В концерте приняли участие академический симфонический оркестр нижегородской филармонии, камерный хор «Нижний Новгород», хор мальчиков НХК им. Л.К. Сивухина и солисты российских музыкальных театров.
Открывая вечер, директор и художественный руководитель филармонии Ольга Томина поздравила собравшихся с началом сезона, пообещав почти тысячу прекрасных программ.
Ну а дальше взял слово столичный просветитель, популярный радиоведущий Артем Варгафтик.
– Это сочинение в принципе написано для исполнения один раз в году, на Страстную Пятницу. События Страстной Пятницы заканчиваются трагически. Задача, которую ставили перед Бахом и всеми остальными авторами Страстей Господних, неизменно одна и та же: создать полное ощущение реальности происходящего, личного участия в этих событиях, обеспечить не просто свидетельскую вовлеченность, но те эмоции, когда сердце не может остаться равнодушным. Бах решает эту задачу как профессиональный шеф-редактор информационной программы из числа тех, что мы каждый день видим и слышим. По существу, Страсти – не что иное, как огромный, трехчасовой выпуск новостей. Говорю вам это как кадровый работник радио!
Баха будет легче понять, если мы представим себе, кто есть кто. У этой условной программы новостей, естественно, имеется ведущий. Это евангелист Матфей. Все, что он поет – а на его плечи ложится самая большая творческая нагрузка – это точный перевод Евангелия от Матфея на немецкий, сделанный Мартином Лютером. Другие участники программы – те, кого мы называем ньюсмейкерами, то есть теми, кто сообщает новости от своего лица. Это Иисус, каждая фраза которого окружена своеобразным «звуковым нимбом», Пилат, апостол Петр, Иуда и жена Пилата. Остальные участники – уже не те персонажи, на которых в программе ставят титр, представляя публике по имени. Это голос сердца, отзывающегося на происходящие события разными голосами. Также в программах есть кто-то, особым образом комментирующий события и называет их смысл. Это – сольные арии в Страстях. Ну и еще, в по-настоящему важных программах всегда присутствует опрос общественного мнения – людей ли на улице, зрителей или слушателей программы – так называемый глас народа. В хорах, особенно когда они поют лютеранские хоралы, – там по-настоящему выражается отношение народа к происходящему. Ну а нам с вами предстоит большая слушательская, зрительская работа.
Первое событие, с которого начинается Страстная Пятница, происходит в среду. Евангелисты описывают его по-разному. Марк и Матфей считают, что это было миропомазание, Иоанн и Лука пишут об омовении. В любом случае, все теологи сходятся на том, что это символическая подготовка к смерти и погребению. Затем следуют события последних дней и часов земного бытия Иисуса из Назарета.
Ну а дальше заговорила сама музыка, и после такой, общедоступной аналогии прекрасная барочная музыка воспринималась особенно легко.
Из Леты – в вечность.
Артем Михайлович поведал залу еще одну историю. «Сегодня, – сказал он, – особый юбилей». И, напомнив о том, что сочинения великого Баха, едва он ушел из жизни, канули в Лету, рассказал поистине удивительный сюжет.
– Жила-была в Берлине – и прожила очень долго, 95 лет – некая дама, очень любившая музыку и прекрасно игравшая на клавишных инструментах. При этом она располагала практически неограниченными средствами, так как была вдовой очень богатого банкира, и у нее было много родственников – 14 братьев и сестер. Звали ее Сара Леви. Ее великолепное владение инструментами было связано с тем, что она училась у Вильгельма Фридемана и Карла Филиппа Эммануэля Бахов – старших сыновей Иоганна Себастьяна, в то время уже достаточно пожилых людей. Она не просто платила им за уроки, но все время искала разные поводы поддержать их как морально, так и финансово. Например, организовывала подписку на их новые сочинения, также привлекая к этому своих отнюдь не бедствующих родственников. Когда сыновей Иоганна Себастьяна не стало, она поддерживала их вдов. Но тогдашние представления о чести и гордости исключали самую вероятность того, что можно было просто прийти, предложить деньги – и нуждающийся взял бы предлагаемое. Ничего подобного! Нужно было изыскивать приличные поводы, и постоянный повод заключался в том, чтобы выкупать у родственников старые ноты, причем к этому Сара Леви подключила также свою сестру Беллу. А та взяла и выкупила у вдовы Карла Филиппа Эммануэля большую ораториальную партитуру для двух оркестров и трех хоров, «Страсти по Матфею». И ровно 200 лет назад, в 1824 году, подарила эту рукопись своему внуку. Внука звали Феликс Мендельсон-Бартольди. Собственно, с этого все и началось – невероятное, бурное возрождение баховского наследия, возвращение музыки из забвения и небытия. Увенчалось оно к концу XIX века изданием полного собрания баховских сочинений.
Счастлив тот гений, у которого есть подобные шедевры… и вдвойне счастлив гений, у которого есть такие почитатели!
Так как кремлевский концертный зал вместе с приставными сиденьями вмещает немногим больше тысячи человек, а желающих послушать «Страсти» оказалось много больше, параллельно с исполнением шла трансляция. Сейчас насладиться этим необыкновенным концертом можно в паблике филармонии.
Мария Федотова.