Состоялись премьерные показы оперного байопика «Подводные крылья»

Состоялись премьерные показы оперного байопика «Подводные крылья»

В нижегородском центре культуры «Рекорд» состоялись премьерные показы оперного байопика «Подводные крылья» (6+), основанного на биографии выдающегося конструктора Ростислава Алексеева.

Молодая постановочная команда и превосходные  исполнители под руководством дирижера Ивана Стольникова в течение нескольких вечеров собирали полный зал, создавая впечатляющее, высокоэмоциональное действо.

Камерная опера для солистов, камерного хора, квартета баянов и перкуссии написана современным, в меру радикальным языком, с использованием sprechstimme («ритмического говорения») и предзаписанных натуральных шумов. Как рассказывала композитор Екатерина Хмелевская, на экскурсии в ЦКБ по СПК ее настолько поразила  звуковая атмосфера производства, что она вернулась туда уже с профессиональным диктофоном. 

Либретто, созданное Екатериной Августеняк, насыщено крылатыми выражениями Алексеева, сегодня воспринимающимися как афоризмы. «Нашим девизом остается скорость», «Когда человек стремится к истине, его ничем не остановишь», «Шторм – самое время для испытаний». Эти фразы многое говорят о человеке!

– При жизни его не признавали гением, наоборот, втыкали палки в крылья – ему постоянно приходилось доказывать, что он на правильном пути, – говорит дочь конструктора Татьяна Алексеева. – Он не винил предавших его людей и с достоинством переносил все невзгоды.

Нетривиальны персонажи, выходящие на сцену. Ростислав Алексеев един в двух лицах: юного Адмирала (Григорий Матвеичев, Артем Орлов) и взрослого Доктора (Юрий Гончаров). Еще двое персонажей в черном движутся причудливо, перемежая пение подвыванием и шипением. Это Страх (Дмитрий Мазанский) и Зависть (Тамара Котоменкова), так или иначе сопровождавшие Ростислава Алексеева на значительной части его жизненного пути. Введение таких действующих лиц поднимает сочинение на уровень мифа.

Хористы, также присутствующие на сцене и участвующие в действе, облачены в черное, стилистически отсылающее к русскому авангарду. Поначалу женская часть хора еще и в платках, напоминая тем самым хор церковный, так что у оперы появляется привкус то ли житий, то ли пассиона.  

Режиссеру-постановщику Асе Желваковой этот материал отнюдь не чужд. Она окончила НГТУ (кстати, носящий имя Алексеева), студенткой сыграла небольшую роль в фильме про Алексеева, а ее папа – инженер-конструктор и изобретатель. 

Словом, премьера состоялась.

Мария Федотова. Фото предоставлено организаторами.

Следите за нашими новостями в удобном формате