Кредит по шариату

Кредит по шариату

Отсутствие процентов по кредитам обещает новый филиал одного из банков в Нижнем Новгороде. Привычный подход к деньгам ему не позволяет доселе неизвестная в России система работы — исламский банкинг. Строится он по законам шариата, который требует от верующих особых нравственно-этических принципов, закрепленных в Коране и Сунне.

Здесь и сейчас

Так, к ним относится запрет на взимание ссудного процента на сделки с условиями неопределенности, на финансирование игорного бизнеса (включая лотереи), производство свинины, алкогольной продукции, табака, инвестиции в порнографию и проституцию.

В исламском банкинге все сделки совершаются в режиме «здесь и сейчас», поскольку по шариату запрещена «игра со временем», особенно будущим. Поэтому если запрещена продажа урожая пшеницы, который еще не вырос, то и деньги клиента банка не должны вкладываться в подобное предприятие.
При этом по системе исламского банкинга открывшийся филиал будет обслуживать всех желающих независимо от вероисповедания и национальности, создав для них специальное окно.

Что же на самом деле стоит за подобными услугами, не скажет ни один человек, не имеющий отношения к работе конкретного банка.
— Если банк в целом нехаляльный (не работающий с халяльными, то есть дозволенными с точки зрения шариата деньгами, на которых не лежит печать криминала. — Авт.) и в нем есть исламское окошко, в которое вы даете деньги не в рост, а чтобы вложить в полезное дело, то это вещь спорная, — считает известный политолог, председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль. — Вы же не знаете, смешиваются или не смешиваются эти деньги там с остальными деньгами.

Просто маркетинговый ход

Некоторые специалисты в переходе на подобную систему видят не что иное, как маркетинговый ход, который призван привлечь клиентов в посткризисный период, когда банки бьются за каждого вкладчика или заемщика.

— Действительно, Коран запрещает ссужать и брать деньги под проценты. При исламском банкинге речь идет не о процентах по кредиту, а о вознаграждении банку. Получается, что это вопрос лишь чисто терминологический, — рассуждает один из нижегородских финансистов. — Возьмем, к примеру, пенсионные вклады, которые банки предлагают пенсионерам как спецпредложения. Но ведь на самом деле от обычных вкладов они ничем не отличаются.

Исламский банкинг может предложить своему клиенту вложиться в какие-нибудь акции. Мол, возьму у тебя 100 рублей, вложу их в дело и отдам тебе больше, но за посредничество и помощь разделю с тобой прибыль. Вопрос в том, будет ли доход от этого дела и какой долей от него посредник захочет себя вознаградить.

— Такая банковская модель характерна для стран типа Саудовской Аравии. Но мы работаем на российском правовом поле, где даже нет понятия «исламский банкинг», — подчеркнул собеседник «НН».

Согласен с ним и региональный директор по информационной политике нижегородского представительства известного федерального банка. Он уверен, что если бы эта система была признана во всем мире как эффективная, то уже давно бы широко распространилась, в том числе и в России, и в Нижнем Новгороде.

— Банк — универсальное учреждение, двери которого открыты для любого человека независимо от веры. Стоимость ссудных денег определяется не наличием религиозных воззрений, а принципами экономики. Поэтому бизнес-модель должна в первую очередь основываться на экономических предпосылках, — добавил региональный директор. — Вера верой, а деньги деньгами.

Анастасия ИЗМАЙЛОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате