Свидетельства о практически полном вымирании жизни на Земле находят и в нижегородском регионе

Свидетельства о практически полном вымирании жизни на Земле находят и в нижегородском регионе

Самое опустошительное вымирание на Земле произошло более 250 миллионов лет назад. Тогда выжила лишь десятая часть существовавших прежде видов. Но спустя менее пяти миллионов лет океаны, моря, суша вновь наполнились новыми обитателями. Это время – начало триасового периода – стало периодом необыкновенных эволюционных экспериментов. Живым организмам было где развернуться: огромная пустующая планета. Ученые называют этот период «триасовым цирком», поскольку животные тех времен выглядели удивительнее своих преемников из «юрского парка».
О необычайных существах, живших в то время, рассказал палеонтолог, доктор биологических наук, профессор МГУ Андрей Журавлев. Его лекция стала одной из запоминающихся на семейном научно-популяр­ном фестивале «42». 

Помогли клыки.

На рубеже пермского и триасового периодов произошло глобальное по своим последствиям событие – площадное излияние базальтовых (трапповых) вулканов в Восточной и отчасти Западной Сибири, а также на Таймыре и в пределах нынешней акватории Карского моря. Оно могло длиться от 10 до 800 тысяч лет, лава покрыла порядка пяти-семи миллионов квадратных километров. Загадочное плато Путорана на северо-западе Среднесибирского плоскогорья как раз образовалось после извержения. 

Извергавшиеся лавы подогревали огромный угольный бассейн, солевые отложения, все это выгорало, уголь давал углекислый газ, а соли – галогены, которые разрушали озоновый слой, все это привело к парниковому эффекту – высокому уровню ультрафиолета и очень низкому содержанию кислорода. Это и стало причиной вымирания практически всех живых существ на планете. 

Но были растения и животные, которые умудрились выжить в этих условиях. В их числе наши очень дальние родственники дицинодонты, которые относятся к той же линии, что и все млекопитающие, включая людей, но являются родственной «боковой» группой. Это редкий случай, когда такие достаточно большие животные, полтора-три метра длиной, полтонны весом, сохранились во время катаклизма. Выжили те из них, кто помельче, дицинодонты, например, рыли норы и пытались спрятаться в них целыми семьями. Об этом мы знаем из отложений Южной Африки, где, собственно, они и выжили. 

Дицинодонтами считаются двухклыковые, зубов у этих растительноядных рептилий не было. Своими клыками они копались в земле, доставая то, что там осталось, не сгорело, и питались какими-то корневищами, остатками растений. 

К слову, дицинодонты жили и здесь, на территории Нижегородской области. Они были не очень большие, всего 70 сантиметров длиной и, скорее всего, пришли к нам в регион из Южной Африки.

Понадобилось всего каких-то полтора миллиона лет, чтобы дицинодонты расселились фактически по всей планете. За это время они эволюционировали. Так, последние представители вообще доросли до слоновьих размеров, и даже постановка ног у них стала не такой, как у пресмыкающихся их древних предшественников, питающихся в раскоряку, а стала напоминающей слоновью. У них лопатка фактически располагается вертикально, под ней идет плечевая кость тоже вертикально, дальше локтевая с лучевой вертикально, и дальше пальцы, которые тоже располагаются вертикально. Их скелет по сложности строения напоминает башню Шухова. 

Елки вместо плывунов.

Что касается растительности, то в тот период красивые гигантские папоротники и другие влаголюбивые растения, постепенно сменяются сухолюбивыми (практически современными елками и соснами). На первых порах растительность была представлена последними гигантскими плывунами. Плывуны – это стелющаяся по земле травка. Старинное русское название плывун связано с тем, что они в старой части сгнивают, а потом отрастают и получается, что трава как будто плывет. Тогда было нечто похожее, но растения не ползали, они просто росли и плавали с помощью своих корнеподобных систем на болотах. Это были такие гигантские трехметровые в высоту поплавки, напоминающие перо. 

В южном полушарии были дикродиевые. Их листочки очень похожи на папоротники, а пыльца практически такая же, как у современной сосны, поэтому их и называют семенными папоротниками. Это сухостойкие растения, которые с тех пор распространились по всей планете и живут ныне.

Что касается животных, стоит обратить внимание на хрониозухих, их останки также были найдены в Нижегородской области. Это очень интересные животные, немного похожие на крокодилов. Данный древний вид рептилий, выживший аж с каменно-угольного периода, то есть с середины палеозойской эры, примечателен строением позвоночника. Над каждым позвонком имеется костяная пластина, приросшая к спинному отростку позвонка. Эти пластины формировали костяной панцирь, защиту со стороны спины. И хотя панцирь был сплошным и полностью прикрывал спину, он был гибким, поскольку пластины не срастались, а налегали друг на друга наподобие черепицы. С одной стороны, такая пластинка является дополнительной поддержкой скелета, чтобы животное могло двигаться по суше, а с другой стороны, позволяла ему немного извиваться. Принцип тот же, что использован при конструкции движущейся ленты для багажа в аэропорту, ее элементы также изгибаются. 

Дицинодонты, хронозухии прожили недолго. У палеонтологов есть такое выражение dead clade walking, обозначающее по аналогии с тюремным жаргоном человека, который идет из своей камеры к месту казни. Он еще вроде бы живой, но уже таковым юридически не считается. Так вот, дицинодонты, хронозухии в тот период тоже были такими живыми мертвецами. 

Третий глаз.

Также была группа темноспондильных амфибий. Второе их название твердопозвоночные. У них действительно был очень массивный позвоночник и череп. 

Черепа у них встречаются иногда до метра длиной, а само существо под три метра ростом. Это земноводные и ближайшие, хоть и вымершие, родственники наших привычных лягушек и тритонов. Удивительно, что из таких огромных существ в итоге получились те самые маленькие земноводные, которые живут до сих пор. Они выжили, видимо, в южном полушарии, и через каких-то полтора-два миллиона лет населили собой и все северное полушарие. 

Их останки находят на территории от Вологодской области до Оренбуржья. Среди них заметное место занимает череп бентозуха, найденный в Нижегородской области. Если посмотреть на него сверху, то можно увидеть знаменитый теменной глаз. Получается, что третий глаз реально был. Он видел, но не обладал четким и цветным зрением, как у людей, однако свет от тьмы отличал и отвечал за суточные ритмы жизни. 

В черепе есть два здоровых отверстия изнутри. Они нужны, чтобы питаться как лягушка. Лягушке, чтобы чего-то проглотить, не хватает силы глоточных мускулов, вот она и использует глаза. Когда лягушка что-то глотает, глаза она как бы прикрывает. Делает это не от удовольствия, а надавливает довольно тяжеленькими глазными яблоками на то, что хочет проглотить. Бентозухи питались точно так же, как лягушки, надавливая глазами на кусочки добычи, которую глотали.

На горе Большое Богдо в Ахтубинском районе Астраханской области были обнаружены останки темноспондильных амфибий триасового периода. Это была соленая лагуна – излюбленное место их обитания. Для современных лягушек соленая вода смертельна. А древние приспособились, имели специальные железы для выведения излишек солей. 

В тот период также было много мелких существ, ученые называют их «виды бедствия» из-за того, что они умудрялись заполонить собой все вокруг – озера, реки, моря, океаны. Тогда мелкие-мелкие раковинки размером в сантиметр и распространились по всей планете. Сейчас нет животных, способных на такое. А эти могли прирастать к чему угодно – к хвощам в воде, к опавшим листьям. Ползет мечехвост – прирастают и к нему... 

Вопрос дилетанта.

Возможна ли эволюция в обратную сторону – от сложного строения к более примитивному?

Да, такое тоже происходило. Можно привести пример целакантообразных, вымерший род рыб. Целаканты, или кистеперые рыбы, их ископаемые останки датируются девонским периодом. Единственный известный современный представитель этой группы, который является «живым ископаемым» – это латимерия. В девонский период целаканты были меньше похожи на рыб, чем сейчас. Они эволюционировали как бы в обратную сторону, потому что их близкие родственники вылезли на сушу и дали всех четвероногих, включая нас с вами. Эти же, наоборот, остались в море и, опять же, используя ситуацию, заполонили собой все – реки, и озера, и моря. После мезозойской эры их осталось немного, в частности, это уже упомянутая латимерия. Дальнейшая эволюция их в обратную сторону продолжилась. 

Целаканты мезозойского периода еще сохраняли легкие, как все дышащие четвероногие. У потомков целакантовых легких нет, потому что у них задача – остаться на глубине. С легкими нужно выплывать наверх, а там велика вероятность того, что они могут стать жертвой акулы. Поэтому лучше сидеть где-нибудь в глубине. Так со временем легкие заменил жировой пузырь, он и вместо мозга в голове. В глубине, где темно и ничего нет, мозги не нужны.

Александра Махлина. 

Следите за нашими новостями в удобном формате