Чем балду гонять, лучше утки потаскать

Чем балду гонять, лучше утки потаскать

Еще бывший министр здравоохранения РФ Татьяна Голикова была вынуждена признать, что проблема нехватки медиков в стране стоит очень остро. По официальным данным, дефицит кадров среднего медперсонала в России составляет 800 тысяч человек  цифра, по словам Голиковой, угрожающая.


    Спохватились
В нашем регионе картина не лучше.
Так, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области «Городская больница  47» (Ленинский район Нижнего Новгорода), если исходить из опубликованной на его официальном сайте информации, сегодня требуется девять медсестер для поликлиники и одна санитарка. (А есть еще и врачи. Вернее, их нет. Тому же МЛПУ нужны 19 врачей разных специальностей.)
Еще красноречивее число пустующих вакансий в целом по области.
По данным Службы занятости населения Нижегородской области, на 24 августа в наших учреждениях здравоохранения не хватало 42 фельдшеров (в Дальнеконстантиновской, Выксунской, Бутурлинской, Лысковской, Княгининской центральных районных больницах, детской больнице  13 Дзержинска, клинической больнице  13 Автозаводского района, детской инфекционной больнице  8 Ленинского района Нижнего Новгорода и других). Вакантны 67 рабочих мест санитарок (в Чкаловской, Городецкой ЦРБ, детской больнице  25 и роддоме  3 Автозаводского района, инфекционной клинической больнице  2 Советского района, клинической психиатрической больнице  1 Нижегородского района Нижнего Новгорода и так далее). А количество недостающих медсестер и вовсе зашкаливает  323 (!) (в поликлинике  7 Нижегородского района, Нижегородском областном онкологическом диспансере и прочих).
Вопрос как-то надо решать. Поэтому студентам медицинских вузов снова позволят работать в качестве младшего и среднего медицинского персонала. Министерство здравоохранения РФ утвердило новые правила допуска учащихся к медицинской практике.
На должности санитарок, сиделок и нянь будут допускать только тех студентов, которые успешно окончили третий курс медвуза. После пятого и шестого курсов учащимся разрешается работать медсестрами (медбратьями), фельдшерами, ассистентами стоматолога.
Однако для подобной подработки в свободное от учебы время студентам предварительно придется получить официальное разрешение. После третьего и четвертого курса требуется допуск к профдеятельности санитарки, сиделки и няни, выдачей которого займется специальная комиссия из сотрудников вуза, организаций среднего медицинского и среднего фармацевтического образования, территориальных органов Минздрава и Росздравнадзора, а также ведущих специалистов здравоохранения.
Старшекурсникам же придется сдавать экзамен в три этапа: написать тесты, продемонстрировать практические навыки и пройти собеседование.
    Мы его теряем
Между тем подобное «ноу-хау» не что иное, как реанимация ранее существовавшей системы подработки советских и какое-то время российских студентов-медиков.
Несколько лет назад им юридически запретили калымить по будущей профессии. Мол, для осуществления медицинской деятельности специалист должен иметь соответствующие образование, квалификацию и сертификат, а также нести всю полноту ответственности за свои действия.
Подрабатывать учащиеся медицинских вузов, разумеется, не перестали  жить как-то нужно. Только ушли из родной медицины в другую сферу: стали менеджерами, консультантами, промоутерами, охранниками и т. д. В результате российское здравоохранение лишь потеряло.
 Сейчас, действительно, никого из студентов в больницах не видно. Приходят только на практику в рамках учебной программы. Но за годы учебы в вузе больного они видят поверхностно,  подтверждает невролог одной из больниц Нижнего Новгорода.  А будущему врачу необходимо знать все участки в профессии, даже какие дезинфицирующие средства в работе использует санитарка.
 Я когда учился, работал заведующим фельдшерским пунктом и на скорой помощи. Так ты сразу автоматически переходишь в профессию, закрепляешь теорию на практике,  считает кардиолог нижегородской неотложки Юрий Кириченко.  А сейчас приходят молодые врачи на скорую и даже боятся детям промывать желудок. Работать с больными продуктивно можно лишь при наличии опыта. А где его взять? Только на таких вот подработках. Если придет на скорую врач с опытом фельдшера хотя бы в течение двух лет, это большой плюс.
Более высокую степень подготовленности у студентов, которые пришли в профессию во время учебы, подтвердил и главный врач Центральной районной больницы городского округа город Бор Вадим Клепцов.
 И работа никоим образом не отражается отрицательно на успеваемости. Наоборот, ее поднимает. Так студенты лучше начинают понимать специальность,  добавляет Вадим Германович.  Только одобряю. Сам подрабатывал сразу после третьего курса. К тому же для учреждений здравоохранения это возможность заполнить имеющиеся вакансии.
    Планово, а не экстренно
 Действительно, раз у нас не хватает персонала, почему бы не привлечь студентов?  соглашаются с доктором Клепцовым коллеги.  Особенно остро вопрос встает в период отпусков. По ночам штатным медикам приходится дежурить без продыху. А студенты в основном ночью и работают. Кстати, за ночные дежурства доплачивают.
Да и прогнозы насчет того, что молодой доктор, студентом подрабатывавший в больнице, ей через пару лет гарантирован, почти всегда до запрета студентам практиковать оправдывались. По наблюдениям нижегородских медиков, раньше как устраивались студенты санитарами и медсестрами на подработку в ту или иную больницу, так в общем после получения диплома потом врачами там и оставались.
 Только подработка эта должна быть не стихийной. Ее направлять нужно, профилировать студентов по специальности и на подработке,  предлагает Юрий Кириченко.  Хочет студент быть хирургом, значит, лучше, если он пройдет все этапы от младшего медработника в соответствующем отделении. А то в годы учебы работает студент на скорой, мы его натаскиваем, а по окончании вуза он идет в другую специальность.
Предлагают нижегородские врачеватели учреждениям здравоохранения и целенаправленно заявки в медакадемию подавать: мол, имеются вакансии (санитарок, медсестер, фельдшеров) в таком-то количестве. Так всем сразу проще сориентироваться будет.

Фото Александра ВОЛОЖАНИНА
и Натальи ПЬЕТРЫ.

Кстати
По данным Министерства здравоохранения РФ, дефицит эскулапов в нашей стране составляет 152,8 тысячи специалистов. Российским медучреждениям не хватает почти половины врачей общей практики (49,5 процента), 84 процента пульмонологов, 84,5 процента ревматологов, а недостаток детских онкологов доходит почти до 100 процентов.
В 2012 году из медицинских вузов выпущено 22,6 тысячи студентов. Однако приблизительно 20 процентов выпускников работать по профессии не идут. Остальные же приходят на те специальности, где и так переизбыток специалистов. Кроме того, ежегодно из здравоохранения уходят около восьми процентов медиков. Отток составляет 22  25 тысяч специалистов. Так что доступность медицинской помощи у нас остается лишь бумажными декларациями. По мнению члена комитета по охране здоровья Госдумы РФ Алексея Лысякова, если не тратить должные суммы на российское здравоохранение сегодня, то рано или поздно расплачиваться придется жизнями.

Между тем
В медицинских колледжах Москвы подчеркивают, что приказ Минздрава к серьезному улучшению ситуации с дефицитом медсестер не приведет.
Программы подготовки среднего медперсонала сегодня перенасыщены, причем далеко не медицинскими предметами. Перегруз получился из-за философии, политологии, этики и тому подобных дисциплин. Кроме того, большее время будущие медсестры не отрабатывают процедуры, а учатся писать всевозможные отчеты, от которых задыхаются медсестры в больницах и поликлиниках.
Раздувание программы привело к тому, что в медколледжах вообще не стало конкурса. Если раньше профессию медсестры можно было получить за один год и 10 месяцев, то сейчас срок обучения увеличился на год. На фельдшера учиться приходится четыре года. При этом высшее медицинское образование можно получить за шесть лет. Так кто же пойдет учиться в колледж?
А решить проблему нехватки медсестер можно просто: поднять им зарплату.

Экспресс-опрос
«Надо разрешать студентам подрабатывать в качестве младшего и среднего медперсонала?»  поинтересовались «НН» у нижегородских медиков.
Татьяна Алексеевна, старшая медсестра:
 Конечно! Студентам и практика нужна, и деньги. Да и больнице польза. Зарплаты у нас маленькие  работать никто не идет. А так хоть студенты поработают. К тому же на подобной практике сразу видно, выйдет из человека врач или нет. Одни возятся с больными, капельницы ставят, судна выносят, а другие балду весь день гоняют, книжки читают. А парни как нужны! Они же лежачих больных ворочают туда-сюда. А то ведь медсестрам это тяжело делать.
Ольга КОМАРОВА, хирург, заслуженный врач РФ:
 Почему нет? Сразу врачом не станешь. Надо все знать в профессии. Я бы вообще разрешала студентам с первых курсов подключаться к процессу. Требовала бы даже. Во время учебы в мединституте сама подрабатывала медсестрой в больнице. Иногда даже врачу ассистировать просилась. И по сравнению с теми моими однокурсниками, кто этого не делал, набиралась потихоньку опыта.
Наталья ДАНИЛИНА, невролог, врач высшей категории:
 Мало кто из выпускников медвузов сразу готов к врачебной практике. После окончания медакадемии нужно несколько лет, чтобы стать полноценным врачом. А с восстановлением подработок младшим и средним медперсоналом процесс профессионального роста ускорится. Нормальный студент всегда ищет возможность подработки по профессии. Так он вливается в условия, в которых потом будет трудиться, познает профессию поэтапно.
Михаил, студент Нижегородской госмедакадемии:
 Врачу не пройти все ступени в медицине  это все равно что сразу стать генералом, не побывав в шинели солдата. Я стремился попасть в эту профессию, стать хорошим врачом. И не вижу смысла приобретать опыт грузчика, когда могу быть полезным в больнице.

Следите за нашими новостями в удобном формате