Он изрядно поездил по свету, оседая то в одном оркестре, то в другом, создавал ансамбли и концертировал соло, меняя страны согласно поворотам судьбы и подсказкам внутреннего голоса… Последние двадцать лет этот замечательный скрипач работает в симфоническом оркестре Нижегородской филармонии.
Мир тесен!
Полвека назад он впервые занял место в оркестре. Немногие музыканты могут похвалиться столь долгой (и успешной) творческой биографией. Между тем Геннадий Семенович находится в отличной исполнительской форме:
— Вы родом с Украины. Как вы оказались в Нижнем и когда к вам в руки попала скрипка?
— Наша семья родом из Каменска, небольшого городка под Ростовом. Мой дедушка шил фуражки для казаков и был очень неплохим мастером. Для своего сына он желал лучшей участи. Но папа хотел играть на скрипке, потому сбежал в Ростов, чтобы поступать в музыкальный техникум: его, конечно же, не взяли по причине отсутствия подготовки. Возвращаться не захотел, связался с беспризорными, попал в милицию, и его отвели в наробраз… Там его выслушал начальник и велел тотчас же отправляться в музтехникум —
После войны Домбаев был назначен ректором вновь организованной Горьковской консерватории и пригласил в Горький Португалова (ставшего одним из столпов горьковской скрипичной школы. — М.Ф.). Когда я подрос, отец отправил меня учиться именно к нему. Правда, вскоре Португалов умер, и я занимался образованием на Украине. И
Если бы не «Рапсодия»…
— Для сольного концерта вы выбрали Скрипичный концерт Мендельсона и Первый венгерский танец Брамса. Наверное, выбор был сделан неспроста?
— После войны американцы нам поставляли гуманитарную помощь, причем среди еды и одеял были фильмы, в том числе фильм «Рапсодия»: стандартный любовный треугольник — пианист, скрипач и Элизабет Тейлор. И отец меня повел на эту ленту. Представьте: послевоенные годы, голодуха, холод, разруха… И вдруг на экране, в цвете появляется берег океана, роскошный открытый автомобиль с сидящей в нем потрясающей женщиной, и все это под звуки мендельсоновского концерта. Это поразило меня настолько, что отныне я стал мечтать о занятиях на скрипке, чтобы исполнить его.
Что касается Брамса… На Украине я сразу после армии поступил в оркестр. А тамошний первый секретарь обкома очень любил спорт и искусство. Когда я стал концертмейстером, руководство филармонии решило, что меня надо показать начальству. Первый танец Брамса был переложен для скрипки с оркестром, и на одном из правительственных концертов я его сыграл, да так, что пришлось повторять на бис. Секретарь зашел за кулисы и спросил, как работается, чем помочь, что с квартирой. Словом, на следующий день нам позвонили и сообщили, что мы можем получить ключи…
Мария ФЕДОТОВА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Справка «НН»
Геннадий ЕГИН родился в 1946 году в Ворошиловграде (Луганске). В 1970 году окончил Горьковскую консерваторию в классе профессора
Г. С. Афанасьева . Лауреат всесоюзного и республиканского конкурсов. С 1994 года — артист филармонического АСО. Владеет огромным оркестровым и ансамблевым репертуаром.