Геннадий ЕГИН:«Мендельсон дал профессию, а Брамс — квартиру»

Геннадий ЕГИН:«Мендельсон дал профессию, а Брамс — квартиру»

 

Он изрядно поездил по свету, оседая то в одном оркестре, то в другом, создавал ансамбли и концертировал соло, меняя страны согласно поворотам судьбы и подсказкам внутреннего голоса… Последние двадцать лет этот замечательный скрипач работает в симфоническом оркестре Нижегородской филармонии.

Мир тесен!

Полвека назад он впервые занял место в оркестре. Немногие музыканты могут похвалиться столь долгой (и успешной) творческой биографией. Между тем Геннадий Семенович находится в отличной исполнительской форме: 50-летие творческой деятельности он отметил сольным концертом, открывшим летний филармонический сезон.

— Вы родом с Украины. Как вы оказались в Нижнем и когда к вам в руки попала скрипка?

— Наша семья родом из Каменска, небольшого городка под Ростовом. Мой дедушка шил фуражки для казаков и был очень неплохим мастером. Для своего сына он желал лучшей участи. Но папа хотел играть на скрипке, потому сбежал в Ростов, чтобы поступать в музыкальный техникум: его, конечно же, не взяли по причине отсутствия подготовки. Возвращаться не захотел, связался с беспризорными, попал в милицию, и его отвели в наробраз… Там его выслушал начальник и велел тотчас же отправляться в музтехникум — он-де туда сейчас позвонит. Звали его Григорий Домбаев… Отца приняли в класс Витольда Португалова, он учился успешно и с большой охотой.

После войны Домбаев был назначен ректором вновь организованной Горьковской консерватории и пригласил в Горький Португалова (ставшего одним из столпов горьковской скрипичной школы. — М.Ф.). Когда я подрос, отец отправил меня учиться именно к нему. Правда, вскоре Португалов умер, и я занимался образованием на Украине. И как-то встретил старых добрых знакомых, с которыми когда-то учился. В конце концов оказался в Горьком…

Если бы не «Рапсодия»…

— Для сольного концерта вы выбрали Скрипичный концерт Мендельсона и Первый венгерский танец Брамса. Наверное, выбор был сделан неспроста?

— После войны американцы нам поставляли гуманитарную помощь, причем среди еды и одеял были фильмы, в том числе фильм «Рапсодия»: стандартный любовный треугольник — пианист, скрипач и Элизабет Тейлор. И отец меня повел на эту ленту. Представьте: послевоенные годы, голодуха, холод, разруха… И вдруг на экране, в цвете появляется берег океана, роскошный открытый автомобиль с сидящей в нем потрясающей женщиной, и все это под звуки мендельсоновского концерта. Это поразило меня настолько, что отныне я стал мечтать о занятиях на скрипке, чтобы исполнить его.

Что касается Брамса… На Украине я сразу после армии поступил в оркестр. А тамошний первый секретарь обкома очень любил спорт и искусство. Когда я стал концертмейстером, руководство филармонии решило, что меня надо показать начальству. Первый танец Брамса был переложен для скрипки с оркестром, и на одном из правительственных концертов я его сыграл, да так, что пришлось повторять на бис. Секретарь зашел за кулисы и спросил, как работается, чем помочь, что с квартирой. Словом, на следующий день нам позвонили и сообщили, что мы можем получить ключи…

Мария ФЕДОТОВА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Справка «НН»

Геннадий ЕГИН родился в 1946 году в Ворошиловграде (Луганске). В 1970 году окончил Горьковскую консерваторию в классе профессора Г. С. Афанасьева. Лауреат всесоюзного и республиканского конкурсов. С 1994 года — артист филармонического АСО. Владеет огромным оркестровым и ансамблевым репертуаром.

Следите за нашими новостями в удобном формате