Семнадцать лет назад увидеть женщину за рулем пассажирского автобуса было невозможно. Троллейбус - пожалуйста, трамвай - сколько угодно, но автобус: Пришла тогда Наташа в отдел кадров первого автобусного парка на работу устраиваться. Хочу, мол, устроиться к вам на работу. Галина Николаевна Янбарцева, опытный кадровик и очень хороший человек, раскинула перед ней целый пасьянс вакансий.
- Вы меня не поняли. Я водителем хочу. У той глаза на лоб. Где это видано?
Теми же ногами к начальнику парка Юрию Вахонину: "Я же четыре года троллейбус водила. Вот трудовая книжка с длинным списком благодарностей, вот статья в газете "На городских маршрутах". Вахонин созвал "большой" совет и через несколько дней признался ей, что он бы и не против. Но против - эксплуатация. Против - ремзона. Кадры - тоже против. Профсоюз, безопасность движения - с ними заодно.
- Вы меня еще не знаете! - заявила Наташа опешившему от такого нахальства бывалому начальнику. - Я, если что задумала, обязательно сделаю.
Куча справок, похвальных грамот в увесистом портфеле пополнила и резолюция Комитета советских женщин за подписью Валентины Терешковой.
- Если этого мало, то следующая наша встреча состоится в суде, - пригрозила соискатель водительского кресла.
- Под мою ответственность, - согласился Вахонин.
- Если женщины в космос летают, то уж на дорогуто такую можно и выпустить. Через полгода Наташа выехала в свой первый рейс по 21-му маршруту. Водители встречных машин дивились, завидев симпатичную дивчину за рулем "Икаруса".
- Заглядывались?
- Не без этого, - смеется Наташа. - Но к ДТП это еще не приводило.
- А с коллегами как отношения?
- С ними легче. Когда стоишь на ремонте, они не спрашивают, нужно ли помочь, - видят и сразу подходят. Хотя на долю хрупкого водителя выпадало всякое. Приходилось с паяльной лампой тормозную систему под видавшим виды "MАНом" на морозе отогревать и пробитое колесо у "пазика" менять. Шоферская работа такая. Но маникюр, прическа, макияж у водителя Прудовской всегда в полном ажуре. Ведь прежде всего она женщина. И, поверьте, красивая женщина.
- Мне нравится моя работа. Нравится дорога, нравится город, в котором я родилась и выросла.
Росла сормовичка Наташа Козлова тоже практически за рулем. На коленях у дяди Вани в пять лет управлялась с огромной тогда для нее баранкой "КрАЗа". В шестнадцать пересела за руль подаренного ей "Восхода". После школы водила "рогатый" троллейбус. А теперь ее водительский стаж на автобусе внушает уважение даже без скидки на, простите, слабый пол.
- А женщине легче общаться с пассажирами. Они со мной не ругаются. Я с ними тоже. Говорят, что бегущий пассажир - не твой пассажир. Нет, он мой.
Когда Наташа видит не успевающую к открытым дверям старушку на конечной остановке седьмого маршрута у Карповской церкви, то обязательно дождется. На маршрутку у бабули и денег то может не быть, а другого социального автобуса ей ждать еще полчаса. Хорошо, что социальных автобусов стало больше. Хорошо, что это не те подержанные, хотя и импортные, но развалюхи, которые работали в Нижнем Новгороде на рубеже тысячелетий. Тогда и варили-то корпуса по старым швам. Новые "ЛиАЗы", конечно, несравненно лучше.
- Вот только если бы было продумано, - начинает свою тираду в сослагательном наклонении Наташа Прудовская, открывая список недостатков продукции автопрома, начиная с обдува бокового стекла у водительского места, которое индевеет на морозе, и заканчивая слабеньким, "словно из фольги", рессивером на пневматической системе.
Но это не занудство. Это знание профессии.
- Ведь это хорошо, когда на работу идешь с удовольствием, - белая прядь волос Прудовской склоняется над рулем, - хорошо и тогда, когда знаешь, что люди тебя ждут. Недавно заболела дочка Наташи, второклассница Диана. Несколько дней машина Прудовской ходила по маршруту без нее. И сразу вопросы пассажиров: "Наташа, что случилось? Может быть, чем помочь, дорогая ты наша? Ведь нас никто, как ты, возить не может". Возможно, скоро и появится. Под опекой у Наташи сейчас стажер - Толик Чистополь.
- Научится?
- Научится. Я же научилась, - искренне недоумевает Наташа Прудовская.
Но ведь есть и такое, чему научить нельзя, - это надо постичь. Умом, сердцем.
- Наша Наташа многим фору может дать во всех отношениях, - это мнение механика автобусного парка N 6 Сергея Костина.
- Это хороший профессионал, замечательный человек и очень обаятельная женщина, - считает начальник колонны Александр Плеханов. 13 часов 52 минуты местного времени. Наташин "ЛиАЗ" с трафаретом из трех цифр "473" отправляется с остановки "Мещерское озеро". Через час он должен быть у Карповской церкви.
Николай КОЖИН.