Специалисты подскажут, как отстоять свои права 15 лет назад в России был принят Закон "О защите прав потребителей", созданы соответствующие службы.
С тех пор они борются за наши с вами законные интересы: консультируют, инспектируют, штрафуют, предупреждают и просвещают. Каково это, в первую очередь знает начальник отдела по защите прав потребителей при управлении Роспотребнадзора по Нижегородской области Игорь ШОХИН.
- Игорь Львович, по статистике, количество выявляемых правонарушений на потребительском рынке увеличивается. Это вы лучше работаете или людей больше обманывают?
- Стали грамотнее и опытнее потребители. То есть стали внимательнее относиться к тому, что покупают, и бороться за свои права. Тем более что мы не успеваем пресечь все нарушения. Другая причина в том, что предпринимательством начинают заниматься новые люди, которые часто безграмотны.
В свое время на базе НИРО вместе с администрацией Советского района мы создали краткосрочные курсы по обучению предпринимателей, продавцов, сотрудников общественного питания. Больше того, я бы запретил выдавать разрешения заниматься предпринимательской деятельностью до тех пор, пока не будет предъявлено удостоверение о прохождении подобных курсов.
- Не секрет, что самый большой процент забракованной продукции в 2006 году пришелся на водку и ликеро- водочные изделия. Впору отказаться от спиртного?
- Ну, во-первых, эта высокая цифра - 86,3 процента - соответствует проверкам, проведенным только по жалобам от населения. В целом же алкогольной продукции было проверено намного больше, и совокупный процент там минимальный, в разы меньше. А во-вторых, забраковать алкоголь можно не только по качеству.
Могут быть не в порядке документы, что-то не так с этикеткой, нарушены правила хранения.
- Есть случаи, когда потребитель сознательно приобретает заведомо некачественный товар. Пиратские диски, например: - И довольно часто. Потребитель просто поставлен в такие условия. Мол, главное, чтобы по карману было, а не по закону. Но если мы не будем бороться с этим, то суррогат все заполонит. Тем более что тот же контрафактный диск - некачественный.
- Но как можно реально противостоять этому? Одной разъяснительной работы мало, а размеры выписываемых штрафов на самом деле символические...
- Пока таков закон. Хотя мы свои предложения тоже вносим, и государство усиливает ответственность за подделку, за реализацию некачественных товаров. Законодательная база постоянно совершенствуется.
И тот же штраф - не единственная мера. Недобросовестного арендатора можно лишить места, лицензии, принять другие меры. И я уверен, что это скоро поймут сами горе-предприниматели.
А потребители поверят в то, что их права защищены.
Беседовала Анна ШУВЕРОВА.
Ц И Ф Р А
В 2006 году выявлено более 3000 нарушений законодательства о защите прав потребителей (на 60 процентов больше, чем в 2005 году).
Треть их связана со случаями ущемления права на информацию об изготовителе и о товарах (услугах). При этом 75 процентов нарушений на потребительском рынке приходится на сферу торговли.
Проведено более 3700 проверок, по результатам которых составлено около 2100 протоколов об административных правонарушениях.
Причем 70 процентов проверок были внеплановыми, то есть по обращениям и жалобам потребителей. В итоге наложены штрафы на сумму 109 миллионов рублей. В результате первой в 2007 году проверки нижегородских рынков нарушители оштрафованы на 89 тысяч рублей.