Валерий Шанцев впервые посещает Японию в качестве губернатора Нижегородской области. Поездка в Страну восходящего солнца была запланирована еще в прошлом году. Импульсом для развития двусторонних отношений стало участие нижегородцев в мае 2006 года в первом российско-японском экономическом форуме. В его рамках для представителей почти 150 японских компаний была проведена презентация Нижегородской области.
В свою очередь японские дипломаты отметили высокий интерес своих компаний к промышленному потенциалу нашего региона. В ходе поездки Валерий Шанцев проведет ряд деловых встреч и переговоров с представителями ведущих японских фирм и правительственных структур Страны восходящего солнца.
Нижегородская делегация посетит штаб-квартиры крупнейших корпораций "Митцубиси Хэви Индастриз", "Тошиба", "Мицуи", "Тайсэй", а также встретится с представителями самых влиятельных объединений Японии, в том числе федерацией экономических организаций "Кэйданрен", ассоциацией промышленных предприятий "Джетро", ассоциацией корпоративных руководителей "Кэйдзай Доюкай".
Так, "Кэйданрен" - организация, объединяющая крупнейшие компании страны, своего рода штаб крупного японского бизнеса. Правительство Японии прислушивается к мнению "Кэйданрен". Нижегородцы расскажут о промышленно-экономическом потенциале Нижегородской области и инвестиционных проектах, которые могут быть реализованы в рамках двусторонних отношений. Одной из центральных станет транспортная тема. В частности, запланированы переговоры в министерстве земельной инфраструктуры и транспорта Японии, с руководством корпорации "JR" ("Японские железные дороги") и корпорации "Сумитомо", на которых будут обсуждаться перспективы строительства на территории Нижегородской области скоростных железных дорог. Группа "JR" контролирует около 70 процентов пассажирской железнодорожной системы Японии, а также управляет сетью самых быстрых поездов Японии - линиями "Синкансэн" (суперэкспрессы). Колея шириной 1435 мм не имеет уровневых пересечений, отличается плавностью поворотов и склонов, что позволяет этим поездам развивать скорость до 270 км/час. Так называемые "поездапули" перевозят ежегодно около 275 миллионов пассажиров. Валерий Шанцев хочет, чтобы такие же "пули" летали в Нижегородской области.
Еще одна сфера перспективного сотрудничества - с префектурой Мияги (административный центр - г. Сэндай). Ее население - около 2,5 миллиона жителей. Основная часть населения занята сельским хозяйством и рыболовством.
Промышленность представлена машиностроением и металлообработкой, а также производством целлюлозы и бумаги.
В ходе встречи планируется подписать протокол о намерениях сотрудничества.
Для развития экономического сотрудничества Нижегородской области с Японией есть очевидные предпосылки, прежде всего наметившийся рост двусторонней торговли. В прошлом году товарооборот между предприятиями нашего региона и Японии увеличился в два раза, составив 34,9 миллиона долларов США. Экспорт в 2006 году составил 6,2 миллиона долларов США, импорт - 28,7. Нижегородский регион поставляет в Японию продукцию нефтехимического комплекса, драгоценные и полудрагоценные камни, электрические машины, древесину. А в Японии мы закупаем черные металлы, средства наземного транспорта, оптические приборы и аппараты, электрические машины, пластмассы, каучук. Самыми масштабными примерами сотрудничества предприятий Нижегородской области с японскими компаниями можно считать ОАО "Борский стекольный завод, дзержинское ОАО "Акрилат" и ОАО "Выксунский металлургический завод". Объем инвестиций в модернизацию Борского стекольного завода с участием японского концерна "Asahi Glass Co." составил около 110 миллионов долларов США. В завершение строительства крупнейшего в Европе акрилатного комплекса ОАО "Акрилат" вложено около 47 миллионов долларов США. Дзержинское химическое предприятие владеет лицензией на право производства акриловой кислоты по технологии японской компании "Nippon Shokubai Co, Ltd".
Сейчас для нас "окно в Японию" только приоткрыто, а ведь потенциал взаимодействия значителен. Правительство Нижегородской области выделяет сразу несколько перспективных направлений сотрудничества с Японией. В первую очередь - создание кластеров в области автомобилестроения и производства автомобильных комплектующих. Согласно Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, автомобильная отрасль является приоритетной, поэтому региональное правительство заинтересовано в японских инвесторах. Кроме этого, перспективным может быть сотрудничество с Японией в области энергетики, развития инфраструктуры, строительства железных дорог, развития информационных технологий и т.д.
Сергей ПЕТРОВ.