Три года назад в кабинете старшего оперуполномоченного Павловского межрайонного оперативно-разыскного отдела Управления по налоговым и экономическим преступлениям майора милиции Алексея Капасова появился человек лет сорока. На лице мужчины странным образом смешались страх и обида, причем какие-то: застарелые. И рассказ его оказался сбивчив и не совсем внятен. Какие-то фирмы, партнеры, суммы с шестью нулями: Единственное, что можно было понять совершенно точно, так это то, что из кармана Сергея Вишнякова (так звали человека) его партнер по бизнесу выудил ни много ни мало 550 тысяч целковых, а возвращать не собирается.
- Сперва меня интересовала только "палка" - раскрытое преступление, - рассказывал впоследствии Капасов. - Если бы я знал, во что вляпаюсь: Непросто и нам. Даже изложить фабулу нескольких изначально разных, но прочно сцепленных между собою уголовных дел, к тому же с разными фигурантами, нелегко. Все же попробуем - предельно сжато, предельно протокольным языком. Все имена, кроме специально оговоренных случаев, подлинные, все документы в редакции имеются.
Итак: Дело первое: "кидалово" Забегая вперед, скажем, что майор Алексей Капасов дело о "кидке" Сергея Вишнякова все же раскрыл. Дело человека, на которого пожаловался в милицию Сергей, сейчас рассматривается в Советском районном суде Нижнего Новгорода. Два года уже рассматривается, а все конца-краю не видно. Так что подлинного его имени мы не называем. А вот прозвище его в родном Павлове - Леня Голубков (помните этого любимца незабвенного Мавроди, который "не халявщик, а партнер"?). Вот пусть так и называется. В 2002 году Леня был в одном лице владельцем, генеральным директором и единственным сотрудником фирмы "Дирс", зарегистрированной в Нижнем. "Но работать без подручных то ли грустно, то ли скучно", вот и привлек наш герой в качестве помощника упомянутого Сергея Вишнякова.
Привлек не просто так, а в лучших традициях своего "телепрототипа": дескать, вложи в наше совместное дело свои денежки, а когда мы раскрутимся: 15 января 2003 года Сергей, продав все, что можно, и призаняв у знакомых, выдал в присутствии свидетелей своему другу и партнеру 550 тысяч как одну копеечку. До июля. Под расписку: Чужая душа - потемки, но, по версии следствия, Леня изначально не собирался возвращать долг своему другу. Во всяком случае, 15 июля того же года, когда Вишняков задал сакраментальный вопрос: "Когда?", Леня "ему заявил, что он ему ничего не должен, и если он будет с него что-то требовать, то ему будет плохо, сообщив, что у него обширные связи в криминальном мире и в милиции" (из обвинительного заключения). О милицейских связях нашего героя мы еще поговорим, тема знатная, а вот криминал "партнер" решил не задействовать: когда измученный кредитор подал-таки в суд, Леня просто-напросто продал свою долю в "Дирсе" некоему ООО "Фреал" из Екатеринбурга и с милой улыбкой заявил, что Сергей может требовать деньги с уральцев: (Впрочем, "так как передачи документации ООО "Дирс" представителю ООО "Фреал" (Леня) не производил, а лишь оформил продажу: документально", следствие считает эту сделку фиктивной. Да и как не счесть, ежели ее владелец, по собственным его показаниям, только и сделал, что встретился с Леней, прежде ему незнакомым, поставил несколько автографов на подсунутых ему бумажках и удалился, унося в кармане честно заработанные 2000 рублей). Для себя же "партнер" зарегистрировал новую фирму: ООО "Роском".
Дело второе: "оборотни в погонах" Рассказывать о Лениных похождениях подробно - дело неблагодарное. (Достаточно сказать, что некоторые его авантюры достойны аферистов международного масштаба. О них расскажем, когда суд закончится.) Совестно перед тенями Ильфа Петрова: они-то думали, что идеального жулика показали: Кстати, есть в "Золотом теленке" эпизод, когда Остап Бендер является к миллионеру Корейко в милицейской фуражке. Бедный, наивный комбинатор! Что фуражка, когда у его наследника есть совершенно праведные корочки: ветерана правоохранительных органов! И не беда, что ни в каких "органах" наш герой сроду не служил (а за ксиву, по нашим сведениям, был разок то ли бит, то ли хотели его "поучить" реальные ветераны): главное, что, оформив каким-то образом свое "ветеранство", приобрел наш герой поддержку совершенно реальную.
Есть любопытный документ - рапорт заместителю начальника ГУВД полковнику милиции Андрею Юдинцеву, подписанный начальником второй ОРЧ УНП подполковником Читайкиным. В этом рапорте сказано, что-де работает в Павлове следователь, проклятие для оперов, который странным образом разваливает дело за делом, ничего не объясняя, и потому "можно сделать вывод о нецелесообразности дальнейшей работы сотрудников Павловского МОРО" с ним. Следователь был от греха переведен (повышен!). Его заменил капитан юстиции Владимир Лазарев, доведший Ленино дело до суда.
Так вот, этот следователь (фамилию мы по понятным причинам пока не озвучиваем) нашего героя консультировал даже во время допросов - вместо адвоката. А затем сыграл, кажется, и более зловещую роль в этой истории.
Мы, рассказывая о Лене, как-то подзабыли уже опера Алексея Капасова, раскрутившего дело новоявленного комбинатора и потому весьма для него опасного. По словам Алексея (и по данным обвинительного заключения), Леня сперва предлагал ему, чуть ли не в руки совал сперва четыре, а потом пять тысяч долларов, да тот не поддался. Но не беда, был бы мент, а "оборотнем" его представить не проблема! В один прекрасный день некая Нина, владелец зала игровых автоматов, чье дело о неуплате налогов раскручивал Алексей, "забила стрелку" оперу и еще одному товарищу, своему бывшему охраннику. Собственно, и "забивала"-то не она, а ее криминальная "крыша", один из арзамасских авторитетов. Тут долго объяснять подробности, скажем лишь, что план оперативно-разыскных мероприятий у опера был, и на встречу пошел он с ведома своего начальства, как и положено. Поговорив о том о сем, Нина вышла из автомобиля, после чего последний был взят на приступ сотрудниками УСБ ГУВД. На переднем сиденье, на котором сидела бизнес-леди, было обнаружено 25 тысяч рублей - якобы взятка, которую "вымогнул" "оборотень" у злосчастной женщины.
С этой "взяткой" с самого начала стали твориться странные странности. Смывы с рук опера и второго участника встречи, его якобы сообщника, дали отрицательную реакцию на химическое вещество, которым были обработаны купюры. Диктофонную запись, которую вела злосчастная "взяткодательница", экспертиза затруднилась признать подлинной "из-за плохого качества". Попутно выяснилось, что Нина получила диктофон одной модификации, на экспертизу был послан другой, на балансе в УСБ стоит третий. К тому же и оперативное дело на Капасова то ли было заведено, то ли не было (на суде и начальник УСБ, и опер, отвечавший за проведение операции, заявили, что "не знают" и "не помнят"), а без заведенного ОД проводить ОРМ в отношении кого бы то ни было нельзя по закону. Зато Нина на одном из судебных заседаний долго рассказывала, что-де вызвал ее упоминавшийся следователь, на которого жаловались павловские опера, объяснил ей, что она ни в чем не виновата, и прямо подтолкнул "проверить на вшивость" майора Капасова. Аудиозапись ее выступления на суде у нас имеется, а вот протоколы того заседания: пропали! Мистика: Виноват Капасов или нет, мы точно сказать не можем. Но ни одного доказательства вины ни нам обнаружить не удалось, ни следствию, ни экспертизе. Добавим, пикантности ради, что дело Алексея вел тот самый следователь городской прокуратуры, который недавно приобрел всеобластную известность, отметелив двоих парней-насильников: Короче, два года, с мая 2005-го, продолжают мурыжить опера. Следствие, домашний арест, затем месяц тюрьмы (Леню не забыли? Накатал в прокуратуру заявление, что-де "видел" Алексея, гуляющего по улице. При чем здесь Леня - Богу известно. Но на всякий случай опера арестовали:) - Черт меня понес этим делом заниматься! - в сердцах говорит бывший майор, 13 лет оттрубивший в органах и не скопивший даже на автомобиль.
Замкнем круг: дело-то, с которого началась история (и наши заметки), он раскрыл! Вот и судят сейчас параллельно: в Советском суде Нижнего, по месту регистрации фирмы "Дирс", не к ночи она будь помянута, Леню, а в Павловском городском - Алексея. Оба процесса от завершения далеки.
У Сергея Вишнякова, Лениного партнера, на нервной почве развилась эпилепсия. Алексей без работы. Леня кричит, что "никто его посадить не посмеет, у него связи!" Какого сорта связи у "ветерана правоохранительных органов", мы попытались слегка намекнуть, хотя есть у нас, честно говоря, и более "развернутая" информация.
Игорь ГРАЧ.
P.S.
Материал был уже в работе, когда в Павлове состоялось еще одно судебное заседание по делу Алексея Капасова. Вызванные в качестве свидетелей эксперты ГУВД - обе - признали аудиозапись, предоставленную в качестве доказательства вины опера, поддельной.