Пострадавшая семья добивается справедливого расследования

Пострадавшая семья добивается справедливого расследования

В романе Жюля Верна "Пять недель на воздушном шаре" путешественники-воздухоплаватели остаются живы благодаря упорству и везению, а также высшей силе, присутствие которой они все время ощущали. А вот нижегородцы Олег и Екатерина Спиридоновы и их девятилетняя дочка Кристина точно знают, что во время прошлогодней прогулки на воздушном шаре только их личное мужество помогло им спастись.

Подарок с отсрочкой

- Рекламу с телефоном полетов на воздушном шаре для всех желающих я увидел на заднем стекле двигавшейся впереди машины. Возникла идея подарить такое путешествие на 8 Марта жене и дочке. Я позвонил по указанному номеру. На том конце провода оказался сам пилот, он же владелец загородного туристического комплекса и учредитель ООО. Звали его Вадим. После ответов на мои вопросы тот отослал меня на свои сайты за более подробной информацией, - рассказывает Олег Спиридонов. - Я внимательно все изучил. Там были восторженные отклики тех нижегородцев, которые уже полетали на шаре этой фирмы. Также сообщалось, что пилот является капитаном спортивной команды воздухоплавателей и у него более двухсот часов налета. Вадим мне сказал, что у него есть удостоверение пилота, сертификат на воздушный шар и так далее. Правда, на сайте этих документов не было выложено. Но я поверил в безопасность полетов, раз человек официально катает людей.
Олега насторожило только то, что в предлагаемой программе воздушной прогулки была прописана возможность касания корзиной шара поверхности водохранилища и верхушек деревьев. В предварительных телефонных переговорах с Вадимом отец Кристины настаивал на том, чтобы исключить эти, отнесенные им к экстриму "аттракционы", поскольку посчитал это риском для ребенка.
В итоге Олег заключил договор на ознакомительный полет на воздушном шаре (точнее, тепловом аэростате) в офисе фирмы Вадима, получив сертификат за номером 99 стоимостью 17 тысяч рублей (80 минут полета на троих).
Теперь дело было только за пилотом и подходящей погодой. Но именно 8 марта полет не состоялся. То ли погода была не летная, то ли сам пилот бороздил воздушные просторы где-то далеко на очередных соревнованиях.
Два месяца прошли в нервном ожидании того, когда же график пилота совпадет с хорошей погодой.
Наконец этот день наступил в самом начале мая. По совету Вадима семейство оделось потеплее (на высоте более двух километров и в майский день может быть до минус 20 градусов). Кристюша радовалась больше всех, ведь ей сказали, что во время полета можно будет даже облака в пластиковую бутылку собирать.

Недетский экстрим

Приехавшим на турбазу (отправную точку путешествия) Спиридоновым дали подписать еще один договор. К нему мы еще вернемся позже.
- Перед полетом нас лишь спросили, нет ли у нас фобий, - продолжает Олег. - Далее сказали, что погодные условия не очень, но лететь можно. Затем с нами провели тренинг, дав возможность отработать наиболее типичный вариант посадки. Это когда при снижении корзина начинает волочиться по земле широкой стороной со скоростью пешехода (2 - 4 км в час). Именно этого должен добиваться пилот при посадке аэростата в штатном режиме. На его широкой стороне есть наклонные металлические стойки в кожаной оплетке, за которые я должен был держаться, находясь лицом к надвигающейся земле, а стоящие справа и слева за моей спиной жена и дочка, ухватившись за специальные петли внутри корзины, должны были при посадке навалиться на меня, как на самого сильного участника нашей маленькой команды воздухоплавателей. Мы встали, как нам сказали, и нас опрокинули в гондоле плашмя на землю. Нам все было понятно. Других ситуаций приземления мы не репетировали.
Кстати, Спиридоновы принесли в редакцию видео, которое они снимали во время полета. На экране - их счастливые лица. Шар плавно движется, а под ним - потрясающие виды лесов, лугов и глади воды с высоты птичьего полета. Действительно, зрелище потрясающее! При этом пилот активно рассказывает, как он управляет аэростатом. Но эта сказка продолжалась 35 - 40 минут, а затем все пошло как-то не так.
- Корзина вдруг полетела на верхушки деревьев, - рассказывает глава семьи. - Я сразу же напомнил Вадиму, что мы это обговаривали и делать это не нужно. И он поднял аэростат на пару десятков метров над деревьями, но затем мы опять поплыли к их кронам. Корзину начало подкручивать вокруг своей оси. Тут-то я и подумал, что пилот утратил контроль над шаром. Из гида-экскурсовода он преобразился в весьма занятого, далекого от общения с нами человека. Внизу показалась пашня рядом с населенным пунктом. Вадим сказал, что здесь мы и будем садиться, хотя мы не пропутешествовали и половину оплаченного нами времени и, по словам самого пилота, баллоны с газом не были выработаны и можно было летать. В этот момент пилот изрек: "А сейчас я покажу вам аттракцион "качели", - вопреки всем нашим договоренностям об исключении экстрима. Мы стремительно неслись к земле, а пилот был настолько поглощен манипуляциями с горелками, что мне стало ясно: контроль над ситуацией он утратил окончательно. Корзина с сильным хрустом ударилась о пашню узкой стороной, где не было приспособлений для штатного приземления, и мы лишь чудом не травмировались. Команд от пилота по-прежнему не поступало. Спасало лишь то, что супруга и дочь крепко сжимали веревочные петли и свободными руками держали меня, а я ухватился обеими руками за борт гондолы, только поэтому не вылетели. Видимо, во время первого удара произошли необратимые изменения в газораспределительной системе. При этом шар снова взмыл в небо на 60 метров. На вопрос супруги, как мы сейчас будем садиться, пилот ответил: "Да я уже теперь и сам не знаю!" Услышав это, я принял решение спасать семью, исходя из ранее полученных наставлений. Гондола снова шла к земле узкой стороной. От резкого удара о землю корзина чуть не лопнула. Но потом отскочила, и на наше счастье стропы провисли. Это позволило мне ухватиться за них правой рукой, левой прижимая к себе дочь. Затем от резкого рывка стропы распрямились и вытащили меня и дочь из корзины наполовину. Жена продолжала удерживать меня сзади за куртку, чтобы скачущая по полю корзина весом 700 кг не накрыла меня и дочь. От второго удара один из газовых шлангов сорвался и из баллона начал с шипением выходить газ. Зажженную пилотом горелку развернуло, и все скопившееся в корзине облако газа взорвалось. За долю секунды до того, как это произошло, пилот выскочил из гондолы. Взрыв накрыл Екатерину и вышвырнул ее, обожженную, из корзины.
Горящее облако огня накрыло и нас с Кристиной. Обернувшись назад, я увидел пустую корзину и зажженную незакрепленную горелку, которая сверху поливала нас жаром, а по ногам била огнеметом горящая струя из газового баллона. Поскольку по полю нас тащило со скоростью порядка 60 км в час в горящей корзине, вариантов спасения оставалось немного, а решение нужно было принимать как можно быстрее. В какой-то момент я заметил, что корзина начала более плавно подскакивать. Я рассчитал момент, когда она пошла на очередной подскок, и выкатил из нее дочку. Убедившись, что корзина ее не накрыла и вообще не причинила ей никакого вреда, я выпрыгнул из взлетающей вслед за шаром корзины сам. С какой точно высоты, не помню. Буквально через несколько секунд после того, как я покинул гондолу, взорвался опустевший газовый баллон, потом еще один, а объятая пламенем корзина сгорела в воздухе, рассыпаясь и превращаясь в труху. Я поднялся на ноги и увидел бегущих ко мне жену и дочку.
- Сейчас пилот утверждает, что он остановил корзину, и мы все спокойно вышли. Его интересовал только шар, он о нем сожалел, мы его не интересовали. К нам не было даже сочувствия. Между тем на нас горела одежда. К нам подъехали рыбаки, которые все это видели, и бригада наземного сопровождения из команды Вадима, которая нас подобрала. По пути нам попалась скорая, но мы решили ехать не в районную больницу, а добраться до нашей машины и попросить отвезти нас в ННИИТО. Кристина и Екатерина получили ожоги лица, рук и ног второй и третьей степени, я - ожоги ног третьей степени. Несколько недель жена и дочка провели в ожоговом отделении. Прошло уже восемь месяцев, ожоги еще не зажили. Екатерине предстоит пластическая операция, лечение лица Кристины возможно после достижения ею совершеннолетия. Мы с женой до сих пор испытываем боль в ногах. А вот у нашего пилота ожог первой степени, его отпустили из ННИИТО почти сразу же.

Разбор полета

Когда случаются в небе подобные ЧП, их обязательно разбирает комиссия по расследованию авиационных происшествий Межгосударственного авиационного комитета с целью предотвращения в будущем аналогичных случаев.
Комиссия работала почти два месяца. Было установлено, что Вадим действительно имел право выполнять полеты с пассажирами на борту, так как за ним числился самостоятельный налет 198 часов 45 минут при необходимом не менее 35 часов по существующим требованиям.
Но комиссия выявила и другие обстоятельства. Выяснилось, что Вадим перед полетом для оценки метеообстановки пользовался интернет-сайтами, которые не содержат информации о турбулентности атмосферы в приземном слое в районе планируемого полета. Он также не запрашивал эти данные на метеостанции в Нижнем Новгороде.
Далее, несмотря на то, что аэростат был оборудован УКВ-радиостанцией, Вадим радиосвязью не пользовался.
Эксперт, которого привлекла комиссия в ходе своего расследования, заметил, что в сложных условиях пилот обязан непосредственно перед возможной "жесткой" посадкой "жестко" расставить пассажиров по конкретным местам, указать каждому, как и за что держаться, убедиться, что пассажиры готовы к посадке, а непосредственно перед касанием земли с погашенными дежурными горелками и удерживая фал парашютного клапана, подать команду "Держаться!".
Из объяснений пилота членам комиссии: "Я пытался уменьшить скорость снижения, чтобы смягчить удар о землю, включив обе горелки... На высоте 1,5 - 2 м над землей я выключил горелки и начал тянуть фал парашютного клапана, чтобы его открыть. Данное действие было необходимо, чтобы исключить отскок аэростата от земли и продолжение его полета. Удержание же парашютного клапана в открытом положении после касания земли способствовало максимально быстрому гашению купола и позволило максимально быстро остановить аэростат, не влетев в деревья в конце поля. Таким образом, выполняя вышеописанные действия, я не имел времени, чтобы закрыть вентили обоих газовых баллонов, которые были в работе".
Между тем, по всем летным требованиям, до момента приземления пилот должен был закрыть вентили дежурных горелок и баллонов.
Итак, комиссия сделала вывод, что "нарушение герметичности тепловой установки аэростата, вероятнее всего, произошло из-за несанкционированного воздействия на газовый коллектор и/или газовые рукава со стороны пассажиров и/или пилота при опрокидывании гондолы. Авиационному происшествию, наиболее вероятно, способствовали: наличие огня в дежурной горелке, что не соответствовало требованиям, отсутствие у пилота аэростата информации о наличии турбулентности в районе посадки; установка в гондоле самодельного газового коллектора, не предусмотренного конструкцией тепловой установки аэростата; отсутствие защиты газового коллектора от несанкционированного воздействия со стороны лиц, находившихся в гондоле аэростата; не соответствующее требованиям расположение пассажиров в гондоле перед посадкой".

Сомнительное удовольствие

Следствие по возбужденному уголовному делу, по мнению потерпевших, подозрительно затягивалось. За девять месяцев сменилось три следователя.
По словам и.о. старшего помощника руководителя Приволжского следственного управления на транспорте СК России старшего инспектора Евгения Лимонова, уголовное дело возбуждено по статье 238 УК РФ "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности". В настоящее время дело передано в отдел по расследованию особо важных дел. Следствие продолжается, сейчас пилот находится в статусе подозреваемого, обвинение ему пока не предъявлено.
А теперь вернемся к договору, который родители Кристины подписали перед полетом. Кстати, Олег и Екатерина по профессии юристы.
- К примеру, там было прописано: "Заказчик предупрежден и понимает, что полет на тепловом аэростате сопряжен с риском получения большого удовольствия. И обязуется не предъявлять к исполнителю претензий, с этим связанных". Или вот еще: "В случае травмы или увечий любой степени тяжести, полученных заказчиком в результате личной неосторожности, небрежности, невнимательности или излишней самонадеянности… а равно в результате непредвиденных обстоятельств и их стечения, независящих от принимаемых Исполнителем мер обеспечения безопасности, Заказчик обязуется не предъявлять к исполнителю претензий, не подавать в порядке гражданского судопроизводства исков о возмещении вреда и выплате компенсации, связанных с лечением, восстановлением здоровья в последующий период". Но все это юридически несостоятельные моменты, и они могут оспариваться в суде. Поэтому мы этот договор и подписали смело. Между тем именно эти пункты пилот и его адвокат пытались использовать в ходе следствия, чтобы снять с себя ответственность, - говорит Екатерина Спиридонова. - Любопытно, что каждый из нас на время полета был застрахован на 100 тысяч рублей, а сам шар - на полтора миллиона. Вадим не собирается нам выплачивать ничего свыше страховки. Хотя с самого начала мы предложили ему возместить нам реальный ущерб мирным путем.
Между тем, исходя из сложившейся практики, каждый член семьи Спиридоновых может по суду получить возмещение морального вреда не менее двух миллионов рублей. Если, конечно, пилота признают виновным.
- Мною производится собственное адвокатское расследование, так как показания потерпевших и пилота, хозяина воздушного аэростата, сильно разнятся, - говорит адвокат Спиридоновых Марина Федосеева. - Увечья потерпевших налицо, а пилот занят исключительно оправданием своих действий. Пассажиры пострадали очень сильно. По словам врачей, под наблюдением которых они находятся, им потребуется серьезное лечение. Между тем мне ничего не известно относительно предложений со стороны пилота по возмещению вреда после представления потерпевшими для следствия медицинских документов, подтверждающих серьезность полученного ими вреда здоровью.
А вот что рассказал "НН" сам пилот Вадим, с которым мы на днях связались по телефону:
- На ситуацию повлияло стечение целого ряда факторов и обстоятельств. Даже межгосударственная комиссия авиационного комитета не смогла сделать однозначный вывод о причинах этого происшествия. Со своей стороны мною во время полета было сделано все возможное, чтобы минимизировать ущерб пассажирам. Я до последнего момента управлял аэростатом. Кроме того, я также пострадал и проходил лечение.
Вадим также сообщил, что в настоящее время полеты для нижегородцев на аэростатах он не выполняет.
Между тем в Интернете по-прежнему множество предложений о прогулках на воздушных шарах. Однако Спиридоновы советуют нижегородцам хорошенько подумать, прежде чем решиться подняться в небо.

Ольга МАКАРОВА. 
(Фамилии и имена персонажей изменены.)

Кстати

Случившееся со Спиридоновыми, возможно, предотвратит аналогичные ЧП в будущем. Межгосударственная комиссия в своем отчете рекомендовала соответствующим организациям откорректировать учебные программы по авиационной метеорологии для пилотов тепловых аэростатов с целью более подробного изучения поведения и наблюдения за воздушными массами в приземном слое земли. Кроме того, было рекомендовано уточнить порядок расположения пассажиров и пилота в гондоле аэростата при выполнении посадок в различных условиях. А также рассмотреть вопрос о возможности оснащения аэростатов данной серии газовым коллектором типовой конструкции.

Следите за нашими новостями в удобном формате