В автобус - с крестом животворящим
В Сормовском районе областного центра на улице Сутырина водитель на "Сузуки", поворачивая налево, не пропустил "Джили", и та, пытаясь увернуться, протаранила маршрутное такси № 71.
С места в карьер
В результате ДТП пострадали 6 человек: водитель "Сузуки" и пять пассажиров "пазика", среди которых двое несовершеннолетних. Пожилая женщина, пассажирка автобуса, получила перелом носа, а двое детей - 6-летний мальчик и 8-летняя девочка - отделались "ушибами мягких тканей лица".
Происшествия, в которых пострадавшими становятся пассажиры общественного транспорта, в сводках ГИБДД теперь не редкость. Бывает, что в один день их происходит по нескольку, как это случилось на маршруте № 7: сразу в двух "пазиках" были зарегистрированы случаи падения пассажиров. Одна женщина сломала ключицу, другая получила сотрясение мозга…
Для некоторых водителей маршруток и автобусов резко трогаться с места стало нормой езды, которая, впрочем, для пассажиров нередко заканчивается печально. Так, 66-летняя женщина получила перелом ключицы, упав в тот момент, когда автобус резко тронулся с места. Инцидент произошел в Нижегородском районе на Нижневолжской набережной. За рулем находился 54-летний водитель, имеющий стаж управления 33 года.
А в Канавинском районе возле дома №14 по улице Советской в салоне автобуса при тех же обстоятельствах, когда автобус начинал движение, упала 71-летняя женщина, которую также пришлось госпитализировать.
Этой маршруткой управлял 54-летний водитель со стажем 36 лет.
Несколькими днями раньше в маршрутном автобусе № 81 65-летняя пассажирка упала и сломала руку при резком торможении. Маршрутка в это время двигалась по улице Веденяпина.
Усугубляя отчетность
- Все, что случилось при движении транспорта, является ДТП, - комментирует заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения Нижегородского областного УГИБДД подполковник полиции Дмитрий Мацкевич. - Хотя специальной статистики по пострадавшим в общественном транспорте мы не ведем, но зато имеем точные цифры по количеству ДТП, виновниками которых становились водители пассажирских автобусов. К примеру, только за два месяца этого года зарегистрировано 16 таких аварий, в которых 1 человек погиб и 23 человека получили ранения различной степени тяжести…
"Два пассажирских автобуса столкнулись 14 марта в 19 часов 10 минут на улице Строкина в Нижнем Новгороде. Водитель "ЛиАЗ-525626", следовавший по маршруту № 65, выехал на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, и совершил столкновение с автобусом "ПАЗ-320402", следовавшим по маршруту № 37. В результате ДТП пострадали пять пассажиров, 52-летняя женщина была госпитализирована…".
Мартовские данные значительно усугубили эту печальную отчетность. Только за один день, 16 марта, в области произошли две крупные аварии с участием общественного транспорта. Не справился с управлением на высокой скорости и влетел в отбойник водитель микроавтобуса под Дзержинском. В результате опрокидывания маршрутки погибли две женщины и еще 14 пассажиров были ранены.
Спустя пару часов на Молитовском мосту в Нижнем Новгороде в массовом столкновении автобусов и автомобилей пострадали еще 29 пассажиров…
Кстати, водителя пассажирского автобуса, 7 марта насмерть сбившего на Покровке 12-летнюю девочку, до этой трагедии сотрудники ГИБДД 11 раз наказывали штрафами за нарушение правил дорожного движения.
Страхуются от ответственности
С недавних пор в автобусах, троллейбусах и трамваях появились надписи: "Держитесь за поручни!" Не устают напоминать об этом и сами водители транспортных средств. Нижегородский адвокат Андрей Черемисин считает, что так перевозчики заботятся о своем кармане. Дескать, если что - мы вас предупреждали!
Дело в том, что с 1 января 2013 года здоровье и жизнь, а также имущество пассажиров любого общественного транспорта застрахованы.
Изменение введено в практику Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров".
Этот закон, кроме всего прочего, устанавливает и минимальные размеры страховых выплат, и порядок их получения.
- На каких видах транспорта нужно при перевозках страховать пассажира? - с таким вопросом мы обратились к адвокату.
- Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика распространяется на все виды пассажирского транспорта, за исключением легкового такси: автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутные такси. В этот список также входят железнодорожные поезда, самолеты, водный транспорт и метрополитен, для метро установлен особый порядок.
На легковое такси действие данного закона не распространяется. Ответственность перевозчика перед пассажиром в случае поездки на легковом такси регулируют другие нормативные акты, в частности Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Метрополитен не обязывают страховать ответственность перевозчика, но в случае возникновения какого-либо вреда для пассажиров ему также придется выплачивать полный размер компенсации из собственных средств…
За вред придется платить
Как заметил Андрей Николаевич, страховой полис при проезде на общественном транспорте покупать не надо, так как он уже включен в стоимость билета.
Кстати, за отсутствие договора страхования ответственности перевозчика перед пассажирами транспортная компания наказывается штрафом в размере 500 тысяч - 1 миллион рублей, а должностные лица - 40 - 50 тысяч рублей. Таким образом, компании поставлены перед выбором: либо платить за полис, либо при наступлении страхового случая полностью возмещать ущерб пассажирам. Страховщики подсчитали: стоимость страхования одного автобуса, который осуществляет перевозку по городу, составляет минимум четыре, а по межгороду - 25 тысяч рублей в год. А при наступлении страхового случая, если страховка отсутствует, их расходы могут оказаться едва ли не в тысячу раз больше!
- Для перевозчиков это практически банкротство, - говорит заместитель директора одной из нижегородских страховых компаний Евгений Жирин. - Ведь любой пострадавший пассажир имеет право через суд потребовать возмещения расходов за причиненный ему вред. Если ответственность перевозчика застрахована, то в соответствии с законом выплаты произведет страховая компания. Если нет, расплачиваться придется компании-перевозчику. Законом установлена единая для всех страховая сумма на каждого пассажира. По риску причинения вреда жизни - не менее 2 миллионов 25 тысяч рублей.
- Канатные дороги тоже являются общественным видом транспорта, пусть и альтернативным, - просвещает заместитель генерального директора ОАО "Нижегородские канатные дороги" Андрей Крылов. - Но с февраля 2012 года, как мы начали перевозить пассажиров, у нас не было еще ни одного случая травматизма…
Получается, канатная дорога у нас на сегодня самый безопасный вид транспорта? И совсем иная картина на наших бешеных маршрутках.
"За один день, 28 марта, в нижегородских автобусах пострадали при падении два человека. В 15.00 в Ленинском районе, напротив дома № 78 по проспекту Ленина, 57-летняя женщина упала в салоне автобуса, следовавшего по маршруту № 83. Пенсионерка получила закрытый перелом лучевой кости.
А в 18.40 аналогичный случай произошел в Советском районе: напротив дома № 50 по улице Ванеева в салоне автобуса "ПАЗ" (маршрут № 10) упал и получил травму 10-летний мальчик. Это произошло в тот момент, когда автобус резко тронулся с места.
Родители доставили ребенка в больницу, где врачи диагностировали у него сотрясение мозга. Мальчику потребовалась госпитализация".
- Суммы тарифа страховки по требуемой личной страховке пассажиров определяет страховая компания согласно всем нормативным документам и правилам. Если пассажир, находясь на транспортном средстве, получил травму вследствие несчастного случая, то ему выплачивается часть страховки, которая соответствует степени тяжести увечья. В случае если застрахованное лицо погибло при страховом случае, то полная сумма страховки выплачивается его родственникам, - информирует адвокат.
Маленький штрих к проблеме безопасности пассажиров на общественном транспорте. Как нам стало известно, с введением страховки водители автобусов отказываются вести дачников до дач ввиду того, что дорога проселочная, а разрешается ехать только по дороге с твердым покрытием. Дачные же участки все находятся в стороне от таких дорог…
Компенсация за синяк
Оказывается, даже за синяк, полученный в маршрутке или трамвае, можно получить компенсацию. Для этого необходимо подать в страховую компанию, у которой застрахован перевозчик, письменное заявление о выплате страхвозмещения, составленное в произвольной форме, а также оригиналы и копии следующих документов: удостоверение личности, справка о ДТП, составленная сотрудниками ГИБДД, справка станции скорой медицинской помощи об оказанной медицинской помощи, о проведенных обследованиях, диагнозе, месте и времени обращения за медицинской помощью.
Информацию о страховой компании должен предоставить перевозчик.
Если по месту жительства пострадавшего нет филиала страховой компании, которая заключила договор с перевозчиком, то он имеет право подать документы другому страховщику, имеющему права выдавать подобную компенсацию.
Если пассажир получил серьезные травмы, то он имеет право потребовать предварительную выплату. И страховая компания обязана выплатить часть страховки в течение трех дней. Полностью компенсировать ущерб должны в течение 30 дней с момент подачи документов.
Важно помнить, что страховка делится между всеми пострадавшими. В соответствии с законодательством из общей суммы вычитается фактическая стоимость похорон погибших (но не более 25 000 рублей). Кроме того, из суммы страховки вычитается сумма франшизы, если таковая предусмотрена договором между страховой компанией и перевозчиком. Остальное распределяется поровну. Если кто-то из пострадавших обратился после того, как компенсация была выплачена, он может через суд требовать у остальных участников свою долю страховой выплаты.
Хотя начальник отдела правовой работы и судебной защиты министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Елена Яшенкова заверяет, что серьезных проблем в отношениях нижегородских перевозчиков и пассажиров пока не возникало (не в смысле безопасности, а в смысле компенсации), лучше не испытывать судьбу и на всякий случай, находясь в общественном транспорте, держаться за поручни.
Татьяна ЧИНЯКОВА.
Кстати
Под действие закона о страховании пассажиров общественного транспорта попадают не только городские, междугородние, школьные, вахтовые и заказные автобусы. Застрахованы должны быть даже перевозки в катафалке, если, конечно, в нем предусмотрены места для сопровождающих покойного в последний путь. Рискованно, не имея полиса, перевозить и арестованных в автозаке. Ведь в машине они те же пассажиры, а значит, имеют право, если получат травму, обратиться за возмещением вреда. Как выяснилось, необходимо страховать и лимузины, которые обслуживают свадьбы.
Как у них?
В Америке, например, размер страховых выплат гораздо выше, чем установленный в России, - около 3 миллионов долларов. Но и проезд в городском транспорте стоит в среднем 2,5 доллара.