Представьте себе сборную команду России. Не самые стройные молодые (и не очень) люди с проблемной кожей, плохим зрением, сутулой осанкой и несвязной речью. В быту таких людей называют словом, которое нельзя приводить в печати. А сегодня, с легкой руки власть имущих, эти люди называются спортсменами. Вы представили такую сборную? Знайте, именно так может выглядеть сборная России (да и любой другой страны) по киберспорту.
- Сутулые "бойцы"
Хотя сразу оговоримся, данный образ, сформулированный нами, скорее является стереотипом, нежели железобетонным фактом, но, как показывает практика, большинство людей, тратящих все время на компьютерные игры, именно так и выглядят.
Вообще что такое киберспорт? Это игровые соревнования с использованием современных технологий, где компьютер моделирует виртуальное пространство, внутри которого происходит состязание. Проще говоря, играете вы в сетевую игру, например в футбол, где ваши соперники, находящиеся в любой другой части света, также занимаются этим, а современные технологии делают так, что вы соперничаете друг с другом.
По киберспорту давно проводятся соревнования, в которых принимает участие множество человек. Суть в том, что они просто играют в различные компьютерные игры между собой. Победителем может оказаться тот, кто больше убьет орков из другого клана, кто быстрее проедет на виртуальном "Ламборгини Галардо" или кто более успешно выстроит ферму. Все зависит от игры, по которой проводятся соревнования.
В мире существуют целые федерации данного "спорта", их президенты, постоянные члены и даже фанаты. За игрой этих киберспортсменов наблюдают миллионы посредством трансляций через Интернет. Пожалуй, с реальным спортом тут есть всего одно сходство: тот, кто больше тренируется, лучше выступает. А теперь представьте, сколько должен сидеть за "компом" молодой человек, чтобы стать чемпионом мира по той или иной игре? Отсюда и складываются стереотипы.
- Прорыв или ошибка?
И не стоил бы этот вопрос выеденного яйца, если бы не одно большое и жирное но. Министерство спорта РФ признало киберспорт официальной спортивной дисциплиной и внесло его во Всероссийский реестр видов спорта. "Компьютерный спорт" получил код 1240002411М и находится в первом разделе реестра "Признанные виды спорта" вместе с серфингом, скейтбордингом и роллерспортом.
Включение киберспорта в этот реестр позволит соревнованиям иметь официальный статус мероприятия и курироваться госорганами, а игрокам, профессионально занимающимся киберспортом, - получать спортивные разряды.
Стоит отметить, что согласно классификации компьютерным спортом могут заниматься только мужчины (об этом свидетельствует буква "М" в коде), и юниорская категория не подразумевается. Кроме того, согласно коду киберспортом в России будет заведовать соответствующая Международная спортивная федерация. При этом он по какой-то причине отнесен к летним игровым видам спорта (седьмая цифра в коде).
Ранее киберспорт уже включался во Всероссийский реестр спорта (в 2000 году), но в 2006 году было принято решение убрать его из списка официальных видов спорта, поскольку на тот момент не соответствовал критериям, необходимым для внесения в этот реестр: он не развивался в более чем половине субъектов Российской Федерации и не имел зарегистрированного в установленном порядке общероссийского физкультурно-спортивного объединения.
По словам новоиспеченного "спортсмена" Даниила Макарова, нижегородца, этот шаг стал большим прорывом для людей, имеющих с ним одно и то же хобби: "Мы давно просили признания. Зачем нам это было нужно? Каждый хочет стать гордостью своей страны. Мы - такие же спортсмены. Да, мы не ведем здоровый образ жизни, мы не тренируемся физически, но мы соревнуемся и защищаем честь страны на турнирах. В конце концов чем шахматы отличаются от компьютерных игр?" - заключает Даниил.
Между тем у этого новшества есть и свои критики. Изучив всю новую регламентирующую документацию, заядлый поклонник компьютерных игр, а также юрист Евгений Шувалов сказал следующее: "У электронных чемпионатов нет четкой организации: ежемесячно может проводиться по одному мировому турниру, следовательно, в каждой дисциплине за год может появиться более одного чемпиона мира".
Кстати, и до официального признания, и после него соревновались ребята не просто так. За победы, как и за любые достижения, триумфаторам полагаются премии, которые колеблются в размере от 500 долларов и до нескольких миллионов "зеленых"! Впору задуматься о смене работы, не правда ли?
Стоит отметить, что Россия на этом поприще одна из сильнейших стран в мире, а наши киберспортсмены уступают лишь азиатским командам.
О включении этой дисциплины в олимпийские виды речи пока не идет. Хотя сделан важный шаг в эту сторону. Для признания полноценным олимпийским видом ему необходимо получить категорию дисциплины первого уровня. Международный олимпийский комитет на эту тему пока молчит. А вот корейский олимпийский комитет попытался выдвинуть киберспорт на Олимпиаду, но на этом все и закончилось. Исходя из этого, нынешним летом в Рио компьютерщиков мы не увидим.
По мнению практикующего психолога Александра Шуклина, в этом увлечении нет ничего плохого: "Профессиональные спортсмены тренируются ежедневно по нескольку часов в сутки. Они живут этим, этим зарабатывают деньги. Киберспортсмены - не исключение. Кто-то бьет друг друга в голову каждый день, а кто-то играет на компьютере. Этот вид спорта тренирует логику, мышление, смекалку и множество других качеств", - подчеркивает Александр.
С ним не согласен его коллега, Владимир Антоненко, который высказывается категорически против данной затеи: "То ли мы люди старой закалки, то ли времена так поменялись, но в том, чтобы поставить это занятие на профессиональные рельсы, я не вижу ничего хорошего. Наоборот, мы всегда говорим нашим детям: "Брось играть в компьютер, лучше почитай книгу". А тут получается, идет сильнейшее противоречие. Многие смотрят на таких "спортсменов", стараются достичь их высот, тем самым уже в юном возрасте пропадая как личности и получая проблемы со здоровьем от малоподвижного образа жизни. Этот шаг я считаю ошибкой правительства", - подчеркивает Владимир.
Рафаэль МОРАЛЕС. Фото denapril.com.
- Кстати
Крупнейшие призовые, которые выиграла за турнир одна команда, на сегодняшний день составляют почти 11 миллионов долларов! Их получила команда The Game Crew на турнире, проходящем в Японии. Это почти вдвое больше, чем было разыграно за все четыре чемпионата мира по Лиге Легенд (еще одном крупнейшем кибертурнире) вместе взятых.