Никчемный дар

Никчемный дар

До Нового года и Рождества, этих фаворитов вручения личных и корпоративных подарков, времени еще предостаточно, во всяком случае, так кажется простым потребителям. А вот с точки зрения производителей и торговли, те, кто не подсуетился с заказами, уже в проигрыше.
Нам в принципе не впервой наступать из года в год на одни и те же грабли. В Нижнем Новгороде, да и в области в целом, перед любыми праздниками пока что почти повсеместно поступают как на пожаре: загодя о сувенирах ни граждане, ни фирмы не беспокоятся. А когда наступает время их вручать, метут все, что под руку попадется. И уж тут, понятно, и вкус проявить трудно, и денег сэкономить не получится. На выходе все равно, скорее всего, купят ширпотреб китайского производства, ведь до 80 процентов сувенирного рынка, по оценкам специалистов, приходится именно на Азию. Ситуация довольно грустная, о чем и шла речь на недавно прошедшей в Торгово-промышленной палате (ТПП) Нижегородской области Второй Международной специализированной выставке "Бизнес-сувениры и подарки-2007".

Дорого и не сердито

(Обзор выставки бесполезных презентов)

Уникальная выставка прошла в ТПП. Ее экспонатами стали бессмысленные подарки, которые в разное время были вручены нижегородским политикам и бизнесменам, их и предоставившим (на условиях анонимности, разумеется) для всеобщего обозрения. Их объединяет то, что они абсолютно не нужны своим теперешним владельцам и скорее раздражают, чем вызывают теплую память о дарителях.
Все бесполезные подарки, представленные на витринах, делились как бы на две группы, хотя все они находятся в высокой ценовой категории и подпадают под перифраз известной русской поговорки "дешево и сердито" (с одобрительным оттенком), звучащий как "дорого и не сердито" (негативная оценка).
В первой группе вещей те, которые просто попали в руки не к тем людям, кто мог бы их оценить, но в целом все же многим они понравились бы. Во второй группе те, что имеют очень ограниченный круг потенциальных постоянных владельцев, не стремящихся эти вещицы спрятать куда подальше или передарить. То есть были подарки и "съедобные", и "неудобоваримые".

Абсолютно несъедобно!

Что бы вы сказали, если бы вам подарили… челюсть? То ли рыбы, то ли животного, диаметром в оскале сантиметров 25 - 30. Возможно, это порадовало бы кого-то из КВН, и то на время. Нашлось бы острым и не особо эстетичным зубам применение и в том случае, если бы они имели какую-то функциональность (рамка для фото, подставка для бумаг, держатель визиток…).
Или вот, к примеру… крылья. Комплект из белых натуральных перьев с завязочками. К ним "до кучи" веночек из пуха на голову. Тоже, наверное, для КВН, и тоже на время. Или для "капустника", для разовой съемки в шутливой телепередаче, для театральной постановки. Но раз комплект оказался на выставке в ТПП, значит, дарился кому-то из предпринимателей "для повышения настроения".
Для артистического интерьера хорош и черт… со стразами - настенная маска. Стоит вряд ли менее 10 тысяч рублей при элементарном подсчете только стразов (похоже, дорогущие от Сваровски). Поэтому в студенческом общежитии неуместен. Для уютной квартиры из-за вызывающего вида не нужен. Типичное "дорого и не сердито".

Не в тех руках

Группа неудобоваримых подарков в принципе исчерпывается тремя, о которых уже сказано. Остальные из почти сорока экспонатов с удовольствием получил бы кто-то другой.
Шарф корпоративной расцветки носил бы любой подросток (бизнесмену он действительно ни к чему). Керамическая овца с сердечком украсила бы любой офисный стол какой-либо молоденькой сотрудницы, особенно если она или даритель родились в год Овцы по восточному календарю. Металлический рыцарь (фигурка высотой сантиметров 20) украсил бы практически любой интерьер и мог бы стать любимцем на книжной полке. Дракон, искусно вырезанный из дерева, замечательно выглядит в паре с рыцарем и сам по себе, врученный рожденным в год Дракона.
Много было ваз. Выяснилось, что это очень личный подарок и совпадение со вкусами и интерьером обязательны. Прозрачная ваза-бутылка впишется в строгий стиль а-ля бюджетного черно-белого офиса, если нравится сотрудникам. Красная, простой прямоугольной формы, подходит к минималистическому интерьеру, если хозяева не стремятся его облагородить и усложнить как раз за счет мелких деталей. Нечто бесформенное коричневое с отверстием для цветов - для студенческой, молодежной аудитории, для загородного дома, для кухни в сельском стиле. Еще красовалась кому-то опостылевшая ваза в виде… гирь. В спортзале идеальна! Другая, с двумя горлышками, похожа на нечто японское - любителей на такое не счесть!
Что-то и вообще является чьей-то мечтой. Подарочный дартс. Сувенирная подкова. Солдатики с Кутузовым в коробке. Металлическая роза. Полуметровая кукла в русском сарафане. Фляжка и стопки из металла и кожи…
А еще антистрессы, которые очень популярны в Питере и Москве, но пока не прижились в Нижнем. Красота: улыбающаяся золотистая металлическая свинка (сейчас - год Свиньи) с глазами-стразами, с крылышками. Она находится на качелях, чувствительных к легкому раскачиванию - отдых для уставших глаз в офисе при монотонной работе. Или стеклянный шар для созерцания и медитирования при нервной работе… Но нижегородцы пока не применяют в массовом порядке вещицы-антистрессы.

Оскорблению подобно

- Я с ужасом наблюдаю, что люди покупают в подарок, - сказал Сергей Пэрн, генеральный директор ГП "Художественные промыслы" на дискуссии в ТПП, проведенной организаторами выставки: Анной Гор, руководителем федеральной программы "Культурная столица Поволжья", и Натальей Казимировой, директором компании "Открытие".
В магазине, где представлены тысячи наименований подарочного ассортимента, 80 процентов людей покупают по принципу "лишь бы отметиться". "Только 20 процентов покупателей проявляют внимание к будущему подарку, вкладывают в него душу и не пытаются с его помощью как бы откупиться", - подчеркнул Сергей Пэрн. А наилучший вкус, по его словам, проявляют японцы и немцы.
Бывает, что человеку не жалко в конкретном случае потратить какую-ту сумму, и он, не задумываясь, пробивает в кассе то, что подходит по цене. Ну, допустим, подошло расписное блюдо за 30 тысяч рублей. Но впоследствии оно… оскорбило нового владельца, потому что по теме рисунка абсолютно ему "ни к селу ни к городу". И такие случаи нередки, независимо от цены. Получается, что вместо удовольствия выбрать подарок и вызвать хорошие эмоции у того, кому он предназначен, мы создаем и себе, и другим проблемы и сеем негативные эмоции.

Вопрос ребром

"Шариковая" лотерея

В офисе крупной нижегородской фирмы довелось наблюдать весьма странную и забавную сценку.
Генеральный директор, основатель и владелец фирмы, чтобы доходчивее разъяснить журналисту технический термин, взял лист бумаги и начал что-то рисовать… копеечной шариковой ручкой (есть прозрачненькие такие с синими или черными колпачками). Правда, сначала приступил к делу, используя шикарную ручку из обтянутого натуральной кожей футляра с золотым тиснением.
Журналист не сдержал удивленного восклицания, а генеральный директор спокойно пояснил: "Да та не пишет, хотя стоит больше 200 евро!" Так что на практике победил рублевый товар. Получается, у любого школьника все шансы писать сочинения такой же простенькой шариковой ручкой, что и у миллионера.
Удивительное "очевидное - невероятное" происходит на нижегородском рынке канцтоваров. По оценкам специалистов, это один из самых конкурентных секторов торговли - поглощения мелких компаний более крупными, черный пиар и прочее, страсти кипят.
Результат забавный: товара много, а выбрать качественный сложно. Элементарно, вы не пробовали менять стержни в дорогих вариантах Senator, которые многие считают довольно престижными? Это похоже на лотерею. Фирменный родной стержень той же фирмы стоит никак не менее 20 рублей, за которые у другого производителя можно приобрести целую ручку в корпусе красивого дизайна.
В итоге купленный в фирменном канцелярском магазине стержень то пишет, то не пишет, заставляя владельца волноваться и нервничать в самый неподходящий момент. Второй, приобретенный в той же торговой точке как "контрольный выстрел", имел те же проблемы.
- Вероятно, стержни хранились не в тех условиях, в каких это должно происходить. Или покупатель столкнулся с просроченным товаром, или, как вариант, с контрафактной продукцией, - пояснила ситуацию приезжавшая на одну из тематических выставок в Нижнем Новгороде Наталья Анисимова, начальник отдела продаж московской фирмы, занимающейся поставками товара из Германии. - Насколько мне известно, поставок стержней Senator в ваш город в последнее время вообще не было, во всяком случае до начала осени 2007 года.
Ситуация с канцтоварами складывается непростая и неоднозначная. "Потребительский ликбез" обязательно вернется к этой теме.

Назад, в торговлю

Вернуть неудачный подарок в торговлю можно по Закону РФ "О защите прав потребителей". Для этого необходимо соблюдение нескольких правил.
1.
Товар куплен для личных, не предпринимательских целей. Если речь идет о корпоративном сувенире, то качественный товар в этом случае вряд ли можно возвратить продавцу или изготовителю. Это более вероятно при наличии изъянов или несоответствии условиям договора.
2. Имеются кассовый и товарный чеки или свидетели, которые готовы письменно подтвердить факт покупки.
3. Сохранены ярлыки, бирки, этикетки, упаковка. Товарный вид - как в момент покупки. 4. Замена или возврат производятся в течение двух недель, не считая дня покупки.
5. Никогда не подлежат возврату в торговлю духи и косметические товары, так как являются товарами индивидуального гигиенического применения. В этом случае вернуть можно только просроченный и некачественный товар, что было неясно на момент приобретения.


Следите за нашими новостями в удобном формате