Состоялось совместное совещание представителей профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, работодателей акционерных обществ, министерства промышленности и инноваций правительства области.
Участники соглашения, заключенного год назад, сделали попытку проанализировать, как работает этот важный документ и как его подписанты выполняют свои обязательства.
С итоговой информацией выступил председатель отраслевого обкома профсоюза Борис Охлучин. Он, в частности, отметил, что в году минувшем не все предприятия отрасли справились с планом – ОАО «ЗМЗ» - выполнил его всего на 96,5%, Арзамасский машиностроительный – 82,4, а Павловский «Мехинструмент» и того хуже – лишь на 52%. Профсоюзный лидер одну из причин низкой эффективности работы предприятий видит в низкой зарплате. Как известно, достойная зарплата, сохранение рабочих мест – главная забота профсоюза отрасли. И, потому члены комиссии постоянно возвращались именно к этим проблемам.
На ОАО «ГАЗ» средняя зарплата составила больше 9 тысяч, на Павловском автобусе повысилась на 12 % и стала более семи, на ОАО «ЗМЗ» - более 9 тысяч. Однако, на других предприятиях прошла просто индексация зарплаты, но никак не повышение ее. А повышение, если оно и было где, как показал анализ, обошло стороной самую главную категорию, называемую «рабочие». На том же моторном заводе при хорошем росте средней зарплаты вообще, у рабочих она снизилась. Пожалуй, этот основной пункт трехстороннего соглашения выполнен только на ОАО «ГАЗ», где размер минимальной месячной ставки равен 2224 рублям, это сумма близкая к размеру минимальной зарплаты, установленной трудовым кодексом (0,7) от прожиточного минимума в области.
Болезненной для отрасли оказалась и проблема сохранения рабочих мест. Только в 2005 году на Заволжском моторном заводе сократили 2769 человек, 48,2 % - на «Мехинструменте». И это – болезнь в целом в Российской Федерации, где за год отрасль потеряла 16523 человека. Выступающие говорили и о проблемах в области охраны труда, повышения квалификации работающих, аттестации рабочих мест. Так, депутат ЗСНО, генеральный директор ОАО «Завод Красная Этна» Ольга Сысоева, призвала партнеров к взаимодействию, совместному решению таких проблем как сохранение и переквалификация рабочих кадров, учеба, молодежная политика, совместная закупка спецодежды.
- Надо, - сказала она, - разработать комплексную программу совместных действий по стабилизации, укреплению отрасли и с ней от отца комиссии выходить в Правительство. О законе о трудовых пенсиях, работе с молодежью, развитии мирового автопрома говорил Владимир Куприянов, директор по персоналу ОАО «ГАЗ». Тревожно прозвучало выступление Виктора Зиненко, председателя профкома моторного завода.
Нас волнует, сказал он, - судьба Нижегородского автопрома. Сегодня ОАО «ГАЗ» и Заволжский моторный – в разных кампаниях. Мы вынуждены на ходу искать нового потребителя, хотя наш завод строился именно для «ГАЗа». И, конечно, снова произойдет сокращение: Отечественный автопром претерпевает нелегкие времена, надо обращаться в правительство, тянуть и откладывать нельзя. Обсуждали положение дел в отрасли глубоко заинтересованно, каждый добавлял, вносил свои конкретные предложения по проблемам оживления работы предприятий. Все признавали, что соглашение – это документ, объединяющий усилия сторон. Жаль только, что третья сторона, Министерство промышленности и инноваций, в этом важном разговоре партнеров участия не принимала.
Тамара Филина.