Прима училась пению у концертмейстера самого Шаляпина.Любовь Казарновская покоряет лучшие сцены мира, исполняя арии из опер и оперетт, романсы и песенную классику. А в последнее время мы узнали ее и как талантливую киноактрису. Она снялась в нескольких фильмах и даже успела получить призы - за картину "Анна", поставленную по мотивам пьесы Островского "Без вины виноватые". Также известна она и как одна из лучших телеведущих: рейтинги ее программы о романсах просто "зашкаливают".
В опере надо пахать
- В своих передачах вы каждый раз придумываете что-нибудь интересное. Даже сегодня во время концерта люди успели узнать о романсах немало интересного. Откуда у вас возник интерес к этому жанру?
- Интерес к романсу в России был всегда. Ведь за три-четыре минуты исполнения певец показывает целую судьбу! Здесь недостаточно только красивого голоса и замирающих интонаций - здесь нужны драматизм, глубина мыслей и чувств. Именно за это слушатели любят романс.
- Похоже, романсы вновь обретают популярность?
- Наверное. Хотя иногда приходится слышать мнение, что, мол, романсы чуть ли не пережиток прошлого. Но к этому надо относиться философски. Когда мне мой водитель, довольно молодой человек, говорит, что романсы и то, что я пою вообще, слушают только его мама и бабушка, я ему отвечаю, что он неправ. Я говорю, вот ты же носишь смокинг, пусть не каждый день, но носишь же. И разве это не перестает быть модным? Хотя сегодня мы действительно живем в эпоху перемен, в эпоху массовой культуры. Она коснулась всех областей, проникла в оперу, в балет, в театр. Но оперное искусство - это искусство профессионалов. Здесь надо пахать, извините, а не только снимать сливки мимолетного успеха. А когда я вижу, что подчас сегодня делается в опере, то просто недоумеваю. Как можно ставить оперу с классическим сюжетом, осовременивая ее до неузнаваемости? Но именно такое сейчас очень часто и происходит.
Паваротти просил не стесняться
- Говорят, вы с детства знали, что станете певицей?
- Моя мама всегда говорила, что с младенчества я сначала начала петь, а потом уже говорить. Семья как бы благословила меня на этот путь. И, конечно, совсем не случайно позже я стала студенткой училища имени Гнесиных. Моим педагогом была Надежда Матвеевна Виноградова, концертмейстер Шаляпина, вдова известного академика-литературоведа, которая научила меня понимать сокрытое в русской классике чудесное единение музыки и слова. Она ставила мне пластинку Шаляпина и говорила: "Послушай, что он делает с гласными, как он их пропевает, выпевает…" Эти ее уроки я не забуду никогда.
- Я знаю, что еще одним своим учителем вы считаете знаменитого Герберта фон Караяна?
- Да, приглашение от него на Зальцбургский фестиваль я считаю самым важным в своей певческой судьбе. Прослушивание у Караяна в марте 1989 года я запомнила на всю жизнь. Караян меня послушал и пригласил в Зальцбург. Маэстро называли музыкантом мира, и если он открывал перед кем-то двери в музыкальный мир, то тебя признавали все…
- Вы много пели на разных сценах мира. Есть мнение, что оперный рынок сегодня - некая мафия. Это правда?
- Во многом, увы, да. Поэтому мне неинтересно участвовать во многих постановках, где на певца не обращают особого внимания. Я делаю свои проекты, я чувствую, что мне надо.
- Но, наверное, вам в этом случае не раз приходилось сталкиваться с непониманием, а то и с завистью коллег?
- Публику не обманешь! Зрители тебя будут любить только в одном случае: если ты им даришь частичку своего сердца. Им неважно, кто твой продюсер, раскручен ты или нет. Человек сам должен работать над собой! Когда мне рассказывают всякие слухи обо мне, я говорю: да бог с ними! Но так говорят, конечно, только те, кто сам практически ничего не делает для того, чтобы стать хорошим певцом.
- То есть звезды оперы далеки от интриг?
- Абсолютно. Это очень доброжелательные и адекватные люди. Я как-то пела с Лучано Паваротти. И меня поразило, что перед выходом на сцену он зашел ко мне в гримерную и сказал, чтобы я чувствовала себя на сцене комфортно. Он говорит, если тебе надо будет повернуть меня во время исполнения дуэта, то не стесняйся, поворачивай. Он делал все для того, чтобы мне было удобно и комфортно петь. Или вот в "Ла-Скала" оперные знаменитости сидят за столиком в кафе, и при этом к ним можно запросто подойти, поговорить, никто из них даже и не подумает "делать звезду", как это иногда бывает у нас.
О Баскове и кино
- Вы пели с Николаем Басковым. Что вы думаете о его будущем?
- Он был моим партнером. Тогда он пришел ко мне как стажер Большого театра. И я сразу увидела в нем сильный голос. Все задатки хорошей оперной звезды у него были. Но его продюсер предложил ему другой путь. И сейчас, когда после развода с женой он ушел от продюсера, у него появился шанс попробовать себя заново, вот тут и проявится то, что он может сегодня на самом деле. Дай бог, чтобы у него все сложилось хорошо.
- Вашему сыну сейчас 15 лет. Он не думает стать музыкантом?
- Сын дирижирует, пробует писать музыку, растет талантливым мальчиком. Но все покажет время.
- Вы снялись в нескольких фильмах и говорили как-то, что играть вам очень интересно. Есть ли у вас сейчас предложения сниматься в кино?
- Да, зовут сниматься сразу в двух фильмах. Сценарии мне очень понравились. Но говорить о чем-то конкретном рано: пока еще нам не выделили деньги на съемку. Скажу лишь, что один фильм должен сниматься в России, другой - за рубежом.
Оксана ЗЕМСКАЯ.
Кстати
Салат от знаменитости
Как оказалось, Любовь Казарновская любит и умеет готовить. В наступивший пост (Любовь Юрьевна - человек православный: в ее гримерке можно увидеть иконы, которые она всегда возит с собой) певица посоветовала приготовить нашим читателям овощной салат, который ее научила делать американская подруга.
Нам понадобятся листья салата руколла, ядра обжаренных орехов кешью, мандарины, соевый соус и немного кунжутных семян.
Что делаем? Листья салата смешиваем с обжаренными орехами, добавляем дольки мандарина и поливаем все соевым соусом. Сверху добавляем чуть-чуть кунжутных семян. "Получается безумно вкусно! - говорит певица. - Причем чем больше зелени, тем салат вкуснее".