Оборотная сторона уголовного розыска

Оборотная сторона уголовного розыска

Автозаводский районный суд вынес приговор двоим оперуполномоченным уголовного розыска Автозаводского РУВД. 23-летние парни были приговорены к трем годам лишения свободы условно - за мошенничество и злоупотребление должностными полномочиями. Скажем сразу, в данном случае ни факт преступления, ни приговор (ей-богу, не самый суровый!) у нас сомнений не вызывает. Однако и огульно осуждать молодых оперов мы не станем, просто расскажем историю их "падения" с минимумом комментариев - и пусть судит читатель… Оговоримся сразу: все имена героев изменены.

"Терпила в законе"
Началась история под самый Новый (уже старый) 2007 год. Вечером 30 декабря Саша Василенко, 22-летний грузчик одного из нижегородских магазинов, отправился попытать счастья в схватке с "одноруким бандитом". Тот оказался круче Саши, все четыре предыдущие судимости которого были всего-навсего за кражи и грабежи. Просадив немалую сумму, наш герой загрустил и вместе со своим таким же "везучим" соседом по игровому месту отправился снимать стресс русскими народными средствами. В квартире нового приятеля распили бутылку вина. Затем, по словам Александра, новый знакомый предложил познакомиться поближе, причем в форме, которую Саша счел недопустимой. Убежденный противник гомосексуализма, наш герой разобиделся и хлопнул дверью, не забыв в качестве моральной компенсации прихватить с собою хозяйский компьютер и кое-что по мелочи. Хозяин, изрядно пьяный, уже спал.
Проспавшись, злосчастный представитель меньшинств обнаружил пропажу и тут же вызвал милицию. В составе опергруппы выехал на эту кражу и дежуривший в тот день по району опер отдела по раскрытию имущественных преступлений лейтенант милиции Евгений С.
По факту кражи было возбуждено уголовное дело, и оно оказалось отнюдь не "глухим": многоопытный Саша в этот раз забыл, что нельзя оставлять на месте своих подвигов пригодные для идентификации отпечатки пальцев. Тем более с его-то боевым прошлым… Соответственно он и оказался основным подозреваемым по этому делу. Но у нас замечательный закон: покуда вы только подозреваемый, вам можно присылать повестки, можно через день наведываться в вашу квартиру, но, ежели вас дома нет, - ваше счастье. Презумпция невиновности называется…
Затем следователь, которому дело было отписано, приостановил его "за невозможностью разыскать подозреваемого" и занялся остальными 70(!), находившимися в его производстве. Навалились новые дела и на территориального опера, непосредственно отвечавшего за раскрытие преступления. Однако прежде, "пробивая" подозреваемого, он озвучил фамилию Василенко Евгению С.: дескать, нет ли у тебя чего по нему. И по адресу, в котором проживает подозреваемый… Это - общая практика.
Евгений навскидку "клиента" не вспомнил, а вот адрес казался сыщику известен: есть такие адреса - вечная головная боль милиции. А, ознакомившись с дактокартой фигуранта, опер совсем обрадовался: считай, все - раскрыто преступление! И тоже повестку Саше направил.
К моменту получения повестки из РУВД незадачливый воришка уже устал скрываться. "Всю жизнь не пробегаешь!" - решил он, и в сопровождении знакомой, жены приятеля, явился в управление…
Момент превращения
Когда Александр вошел в кабинет, его радостно встретили Евгений С. и другой опер из того же отдела Максим Н. Быстренько опросили, взяли письменное объяснение (как обычно, "ничего не знаю, ничего не видел, в гостях у потерпевшего был, но ничего не брал"), после чего обрадовали злосчастного воришку сообщением, что его на лестничной площадке соседи видели. Так что суши, братец, сухари!
Но есть вариант. Ты возмещаешь потерпевшему ущерб и идешь на все четыре стороны. Недалеко, не дальше, чем отпустим, но идешь. Иначе материалы уходят следователю, и с учетом прежних подвигов…
Александр все прекрасно понял и чуть ли не впрямую спросил сыщиков о цене вопроса. Те переглянулись…
И тут вынуждены мы сделать отступление. Операм впоследствии вменили мошенничество: они-де парня обманули, сказали ему, что только в их власти его судьба, ни словом не упомянув о том, что дело его вообще-то в территориальном отделе, а не в управлении.
Мошенничество действительно было. Только… только это обычная практика всех сыщиков мира, вербующих на компромате агента из уголовной среды. Тема агентуры, "барабанов" на сленге, - отдельная и необъятная. Скажем только, что единственная разница между нами и продвинутыми демократиями та, что по их закону опера были бы в своем праве, а по нашему - раскрутились на статью… Недаром впоследствии на допросе в прокуратуре Максим Н. говорил следователю, что осознавал, что преступает закон, но вовсе не думал, что совершает что-то "вопреки интересам службы".
Но и это еще не делало двоих лейтенантов "оборотнями". Ежели бы уличенный жулик действительно возместил потерпевшему ущерб (закон в некоторых случаях допускает прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон). Ежели бы вербовка была надлежащим образом оформлена. Ежели бы… Но парням захотелось совместить полезное с приятным. Тем более что потерпевший оказался на поверку личностью малосимпатичной, помогать ему не хотелось. Не жаль операм было и нового друга, четырежды судимого вора и грабителя. Тем более что существует масса способов прекратить некрупное дело: договориться с "землей", подвесить кражу вечным "глухарем", в крайнем случае даже объявить преступника в формальный розыск, пока срок давности не истечет… Да масса способов: конечно, тоже незаконных, но так иногда делается.
Опять-таки нельзя не оговориться. На Западе, в частности в США, никаких ухищрений детективам не потребовалось бы: там вербованным агентам нетяжкие преступления разрешается совершать безнаказанно. А то братва им, "чистеньким", верить перестанет…
Но у нас не Запад. Наш закон "Об оперативно-разыскной деятельности" именно в той, 18-й его главе, где говорится об агентуре, настолько невнятен, что и цитировать-то его не хочется…
Но хватит лирики. Вернемся на третий этаж Автозаводского РУВД, где, как в мультфильме, прекрасный принц на глазах зрителя превращается в чудовище, в момент, просчитываемый с точностью до секунды, двое честных славных парней превратились в "оборотней в погонах"…
Охота
Успокоив рыдающую приятельницу своей жертвы, опера отпустили его искать "на возмещение ущерба" 50 тысяч рублей, предложив не затягивать поиски. Через несколько дней, поняв, что с полунищего мелкого воришки наличных не получить, предложили ему взять кредиты в "Эльдорадо". Сперва - ноутбук за 44,5 тысячи. Саша по простоте душевной думал, что этим дело и ограничится. Но "барыги этот ноутбук в 25 тысяч оценят! Так что с тебя еще столько же". Купил мобильник, тоже в кредит. "Мало! Это только для одного из нас!" Купил второй. "Мало! Еще 15 штук с тебя!" Александр исправно брал кредиты везде, где ему их давали, передавая вещи и деньги своим мучителям и прекрасно понимая, что в покое его теперь не оставят.
И вдруг в один прекрасный день он заявил операм, что есть у него 15 тысяч рублей. Каковую сумму, по словам одного из сыщиков, сунул ребятам в руки чуть ли не силком. Как только в руках "оборотней" оказались роковые купюры, перед ними возникли несколько рослых фигур, и суровый голос произнес страшные для любого милиционера слова: "Управление собственной безопасности!" Изъятые в присутствии понятых деньги и руки оперов флюоресцировали. "Оборотни" попались в капкан…
Тому предшествовали события, рассказать о которых у нас не получится: ведь не принимать же всерьез сказку, рассказанную Александром на следствии. Дескать, каким-то образом узнали о его беде на Воробьевке, отыскали, дали номер контактного телефона. А когда невмоготу стало дань платить, позвонил-де он я по заветному телефону, явились спасители, отвезли в УСБ ГУВД, предложили заяву написать… Эту версию мы даже комментировать не станем - хотя бы из уважения к профессионализму чекистов. Логичнее предположить, что за нашими героями уже послеживали; возможно, что шалости, подобные вышеописанным, водились за ними и раньше… Хотя и это не единственная версия. Во всяком случае, ни в прокуратуре, ни в родной управе ничего худого никто о них не вспомнил…
Так или иначе, опера были арестованы, судимы и осуждены. Вину свою оба они признали, судебное заседание проходило в особом порядке. Сроки получили, повторим, условные. Вперед наука.
Следствие по делу человека, названного здесь Александром Василенко, продолжается; скорее всего, придется ему в пятый раз отметиться на скамье подсудимых. Всем сестрам по серьгам…
Невеселое резюме
Завершая эти заметки, необходимо две вещи отметить: во-первых, (в который уже раз!) чудеса нашего законодательства. Невеселая хохма в том, что, ежели бы даже двое оперативников и не принялись "доить" свою жертву, им все равно мог быть вменен тот же самый "букет" статей УК. Разве что "злоупотребление полномочиями" (ст.285. УК РФ) трансформировалось бы в "превышение полномочий" (ст. 286 УК) - если бы вздумали они "мирить" преступника и жертву, или в столь же "профессиональную" для оперов 316-ю статью ("Укрывательство преступлений") - если бы решили "завербованного" Сашу отмазать. Срок в случае чего был бы тот же!
И второе: оба сыщика и по службе, и по-человечески характеризовались только положительно. И начальством, и товарищами. На службе не номер отбывали, а работали как надо. Для людей работали, и многим помогли. И вдруг…
Именно - вдруг. Из этого одно следует: отравлен сам воздух, которым мы дышим. Корыстью, наживой, преступлением. И, выходит, всего один шаг отделяет борца с нечистью от самой нечисти. Впрочем, мы это как-то уже отмечали…
Игорь ГРАЧ.

Благодарим старшего помощника прокурора Автозаводского района Елену ТЫЧКОВУ и старшего следователя СО по Автозаводскому району Нижнего Новгорода СУ СК при прокуратуре РФ по Нижегородской области Кирилла КОРОГОДИНА за помощь в подготовке материала.


Следите за нашими новостями в удобном формате