Как должно быть организовано обучение в школе в новом формате

Как должно быть организовано обучение  в школе в новом формате

В Сети уже гуляет юмористический ролик о том, как ученица после карантина забыла все и не может даже под диктовку учителя записать формулу энергии. Вместо того чтобы возвести в квадрат, она обводит написанное в рамочку…
Школы по всей стране на этой неделе начали учить детей в дистанционном формате. Безусловно, это нестандартная ситуация. Педагогам пришлось в короткие сроки перестраивать учебный процесс. А от родителей требуется более серьезное погружение в школьное образование, терпение и спокойствие.
Насколько будет продуктивной учеба в дистанционном формате, как будут дети знакомиться с новыми темами и насколько хорошо подготовятся к сдаче экзаменов? Эти вопросы волнуют большинство родителей. Свои рекомендации по организации дистанционного обучения для учителей и родителей подготовили специалисты Мининского университета.

Помогут нестандартные задания
- Многие учителя уже знакомы с дистанционными технологиями и используют их в работе. Но в сложившейся ситуации педагогам необходимо максимально учитывать физические и психологические особенности детей разных возрастов при формировании заданий и оценивать общую нагрузку учащихся. При этом стоит проявить творческий подход и создать интересные, нешаблонные задания. По возможности нужно использовать видеолекции, онлайн-платформы, чтобы сохранить живое общение с детьми, пусть и на расстоянии, - говорит кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Мининского университета Надежда Деменева.
Важно, чтобы учителя не просто указывали номера заданий из учебника, а создавали для учеников план работы на учебный день.
Продуктивным будет следующий алгоритм:
- указать изучаемую тему и ресурсы для ее изучения (страницы учебника, презентации и т.п.);
- дать рекомендации по самостоятельному изучению темы;
- перечислить вопросы и задания для проверки усвоения;
- дать упражнения на закрепление, их можно подобрать на образовательных платформах или в рабочих тетрадях (если они используются);
- предложить пройти тесты для самопроверки (их можно подобрать на образовательных платформах);
- указать, какие задания считаются домашней работой.
Помочь учителю могут дистанционные семинары, обмен опытом с коллегами.
- Важно находить компромиссные варианты, позволяющие не перегружать учащихся, но четко организовывать их работу, - советует Надежда Деменева.
Терпение плюс контроль
- Что касается родителей, то им стоит с максимальным спокойствием, пониманием и ответственностью подойти к ситуации обучения ребенка в дистанционном формате. Во-первых, дома необходимо организовать удобное рабочее место, которое позволит ребенку не только выполнять домашние задания, но и стать участником видеосвязи, чата и других видов обратной связи с учителем. Во-вторых, следить за распорядком дня, приблизив его к тому, что был во время посещения ребенком школы. В-третьих, важно отслеживать время, проведенное детьми у мониторов компьютера, целевое использование ими Интернета и устраивать перерывы, чтобы снижать зрительную нагрузку. В-четвертых, стоит заинтересованно отнестись к обучению в новых условиях: стараться помочь, мотивировать к выполнению заданий, не оставлять ребенка наедине с возникающими проблемами, - рекомендует декан факультета естественных, математических и компьютерных наук Мининского университета, доктор педагогических наук, профессор Эльвира Самерханова.
Стоит учесть, что во многих школах учителя в электронном формате только сообщают о необходимости выполнения каких-либо заданий, а сами задания дети выполняют без использования компьютера, работая с учебниками или другими пособиями. В первую очередь это касается младших школьников.
По словам Эльвиры Самерхановой, у большинства родителей уже имеется опыт контроля за выполнением домашних заданий, который может пригодиться в новых условиях. Но требуется увеличение объема помощи детям, поскольку ученикам начальных классов трудно самим осваивать темы, которые на уроке они  изучили бы в совместной работе под руководством учителя. Поэтому нужно обязательно проверить, смог ли ребенок разобраться в новой теме, что-то объяснить ему и подсказать.
Во время удаленки учащимся может показаться, что им задают чересчур много. Это связано с тем, что ученикам приходится дома осваивать и то, что обычно изучается на уроке, и то, что является домашней работой. Это и создает ощущение большого объема заданий. Но в условиях дистанционки с этим придется смириться, поскольку учебная программа должна быть пройдена в запланированные сроки. Учителя не смогут компенсировать пропущенное время, объясняют в университете.
- В сложившейся ситуации важно найти положительные моменты. Дистанционное образование позволяет по-новому взглянуть на современные технологии. Дети смогут осознать, что Интернет - это не только соцсети и сетевые игры. Это площадка для серьезных и полезных занятий. Задача родителей помочь детям спокойно адаптироваться к новому формату обучения, минимизировать психологический стресс и сохранить здоровье, - говорит профессор НГПУ Эльвира Самерханова.
Она советует при затруднениях обращаться за разъяснениями непосредственно к учителю. В таких случаях и важна обратная связь. Если новые условия приводят к перегрузке детей, то, безусловно, необходимы корректировка со стороны учителя и предоставление необходимых методических рекомендаций, материалов, ссылок на необходимые электронные ресурсы. Поддерживать обратную связь можно любым способом: использовать социальные сети, мессенджеры для общения родителей в группе совместно с учителем и для комментария домашнего задания. Последнее особенно важно для начальной школы.
Родителям также  стоит помнить, что внимание с их стороны необходимо не только младшим школьникам, но и старшим.

Актуальный вопрос
Один дома
Школы перешли на дистанционное обучение. Однако далеко не все родители могут работать удаленно, следовательно, они будут вынуждены оставлять детей одних. Как правильно подготовить ребенка к тому, что он остается дома один?  Должен ли он признаваться в том, что взрослых нет рядом? Рассказать об этом мы попросили тренера и руководителя школы «Стоп угроза» в Нижнем Новгороде Александру Матвейкину:
- В этой ситуации ребенок должен иметь четкую инструкцию - что можно делать, что категорически нельзя. Если звонят или стучат в дверь, то дети должны знать, что открывать чужим НЕЛЬЗЯ ни при каких условиях. Ребенок должен подойти к двери и уверенным тоном, громко, четко сказать следующее: «Сейчас взрослых дома нет. Они скоро придут. Что им передать?» Этот текст стоит отработать с ребенком, проиграв его на практике. Чем младше ребенок,тем чаще нужно тренировать с ним эту ситуацию.
После этого ребенок должен сразу позвонить родителям и рассказать о произошедшем или передать информацию от тех, кто приходил.
Обязательно у детей, если они остаются одни, должна быть связь с родителями (это два-три контакта близких людей). Желательно, чтобы у родителей была также возможность связаться с кем-то из соседей, живущих рядом, чтобы они могли проверить ребенка и убедиться, что ему ничего не угрожает. Это стоит проговорить отдельно: «Сейчас придет тетя Лена тебя проведать и побудет с тобой, чтобы ты не боялся. Ей можно открыть…»
Ситуация, когда ребенок затаится и не подходит к двери, хуже, так как если это злоумышленники (мошенники, грабители), то они, решив, что дома никого нет, могут попытаться вскрыть замок. Преступник, который преследует цель что-то украсть из квартиры, не будет забираться туда, где есть ребенок, так как причинение вреда несовершеннолетнему - это уже другая, более серьезная статья, и домушник вряд ли захочет ее вешать на себя.

Компетентно
Анна Латухина, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии Мининского университета:
- Для подготовки к экзаменам (всероссийским проверочным работам (ВПР), основному государственному экзамену (ОГЭ) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) созданы специальные тестовые платформы: РЕШУ ЕГЭ (РЕШУ ОГЭ и РЕШУ ВПР), «Незнайка про», где ученики могут выполнять определенные варианты заданий, отрабатывая как комплексно, так и материал уроков по разным темам.

Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате