У каждого народа свои музыкальные инструменты: духовые, смычковые, щипковые, ударные. В России самыми народными считаются балалайка, домра и баян. В течение полувека в Нижегородской консерватории воспитывают исполнителей-профессионалов на этих и других инструментах, имеющих фольклорное начало. О «золотом» юбилее своей кафедры рассказывает ее руководитель, известный в стране баянист и дирижер, заслуженный деятель искусств России профессор Юрий БАРДИН.
Лучшие в стране
- Юрий Васильевич, в начале и даже в середине минувшего столетия, наверное, никто и не предполагал, что в академическом вузе зазвучит балалайка.
- Действительно, в консерватории традиционно готовили исполнителей на фортепиано, скрипке, виолончели, а вот домра, балалайка или баян – это было из области фантастики. Правда, должен сделать оговорку: в музыкальных школах и училищах «народники» были в почете.
- Как же фантастика превратилась в реальность?
- Заставила сама жизнь: народные инструменты получили широкую популярность, так что возникла необходимость в подготовке высокообразованных исполнителей и преподавателей. В России в конце сороковых годов по инициативе признанного корифея в искусстве Александра Илюхина первый класс баяна появился в нынешней академии музыки имени Гнесиных в Москве, а потом и в других городах.
- Когда готовился к беседе с вами, узнал, что Берта Маранц – основатель нижегородской фортепианной школы - имеет непосредственное отношение и к становлению класса баяна и аккордеона в консерватории.
- Да, класс баяна существовал при фортепианной кафедре у профессора Маранц, а наша самостоятельная кафедра появилась позднее. У ее истоков стояли известные музыканты Анатолий Полетаев, Николай Хабаров, Николай Чайкин. За несколько лет мне с коллегами удалось создать стройную систему образования баянистов, балалаечников и домристов, подготовить оригинальные методические пособия. Спустя полвека кафедра обрела богатый творческий потенциал: нижегородские школы баяна и домры признаны лучшими в стране.
ЛАУРЕАТЫ - В КАЖДОМ КЛАССЕ
- У вас по шести специальностям занимается свыше ста студентов. Интересно, какой инструмент самый популярный?
- Что касается численного состава будущих профессионалов - больше всего баянистов и аккордеонистов.
- Как складывается творческая судьба выпускников?
- За полвека кафедра подготовила не одну сотню музыкантов. Только в моем классе завершили образование более двухсот баянистов и аккордеонистов. Наши выпускники востребованы: играют в оркестрах народных инструментов, в том числе Нижегородском русском, являются солистами филармоний и концертируют по всей стране, преподают.
- О высоком уровне подготовки свидетельствуют награды молодых исполнителей. У гитариста Ровшана Мамедкулиева их шестнадцать, а несколько лет назад Владимир Спиваков пригласил Никиту Власова солистом в свой коллектив «Виртуозы Москвы». Это высокая оценка нижегородской школы.
- Вы назвали двух успешно концертирующих музыкантов: на самом деле их наберется немало. За последние три-четыре года лауреатами всероссийских и международных конкурсов стали свыше двадцати человек. Мы признательны «Нижегородским новостям» за то, что в вашей газете не раз освещали их достижения.
- Если бы вас попросили дать определение понятия «музыкант-народник», чтобы вы ответили?
- Это призвание, своеобразный барометр, отражающий «погоду» в духовном и нравственном состоянии общества.
Владимир ШЛЫКОВ.