И вновь побеждает любовь. На сцену театра «Комедiя» вышла «Дурочка»

И вновь побеждает любовь. На сцену театра «Комедiя» вышла «Дурочка»

Одну из самых популярных пьес Лопе де Вега на нижегородской сцене поставила Надежда Ковалева. Чернильное небо. Старый замок. Парк. Полная луна. Свою изысканную партию ведет свет (художник по свету Сергей Скорнецкий), акцентируя лица и позы, погружая героев в интригующий полумрак, беспощадно выбеливая мизансцены, сложно обнажая их истинный смысл. Прекрасные декорации для испанских страстей! Так и думается о признаниях, тайнах, клятвах и, может, даже попытках убийства из ревности или мести.

Что бы это значило?

Спойлер: всё это будет. Перемежаемое простонародными старинными гэгами а ля «девушка слишком высоко задирает юбку» и «ты меня поцеловал, а теперь отцеловывай обратно».

«Подобен шахматной доске Мадрид, а люди здесь – фигуры», напутствует читателя испанский драматург. Художник-постановщик (Борис Шлямин) не стал спорить с автором: он придал декорациям и костюмам черно-белый «шахматный» колорит. Никаких полутонов! Изящный монохром соответствует проблеме жесткого выбора, лежащей в основе сюжета. Какая невеста лучше – богатая и глупая или умная и бедная? Это ведь не просто сюжет для смешной пьесы, а серьезнейшая философская проблема на века! И за четыреста с лишним лет «Дурочка», и так задуманная не без подтекста, набрала массу ответов и мнений по поводу «отчего одним все, а другим ничего», «и почему этой дуре такое счастье», «и что ж я такая умная и такая несчастная». 

В итоге, при желании и минимальной эрудиции, зритель сей шахматной церемонии имеет возможность составить изящную партию игры в бисер. Быть может, речь здесь о… литературе? Скажем, богатенькая невеста, которая двух слов толком связать не может – это какая-нибудь примитивная высокобюджетная попса; высокоученая, но бедная кандидатка – нишевая литература высокого слога. Женихи, поначалу делающие выбор в пользу откровенно презираемой богачки – публика, предпочитающая примитивную развлекуху интеллектуальным строкам или, может, вообще продюсеры, вкладывающиеся в то, что хавает пипл? Но и тут неоднозначно: ведь наша условная попса обаятельна, а высокий штиль не слишком дружелюбен к окружающим его массам.

Понять невозможно

Впрочем, есть чем развлечься и без высоких смыслов. «Умные» и «глупые» фигуры причудливо меняют позиции, дезориентируя зрителя: что верно, что нет? Вот только что папаша (Дмитрий Ерин) высказывал вполне разумные замечания – а случайная реплика представляет их в противоположном свете. Главная героиня (Алена Баранова), которую каждый поминутно и в лицо называет дурочкой, изрекает алмазные истины. Умная дочка на поверку оказывается стервозной и надменной, а глупенькая – доброй и искренней. Это тот светлый образ, который воплощают в себе святые простаки Незнайка и клоун Клёпа. Кстати, наша дурочка, одна-единственная из всех – не черно-белая, а огненно-рыжая, словно коверный. И это парик. Но – очаровательна невероятно, всё вприпрыжку и с улыбкой. И сестра ее (Юлия Лыкова), которая умеет читать и разбирается в поэзии, тоже очень красива, хотя испытывает явное горе от ума. Ну просто Татьяна и Ольга Ларины. И они тоже выбирают. Женихи и кавалеры доблестны: они дерутся на шпагах, читают стихи и ведут себя куртуазно. Каждый из них – словно оживший набор штампов, ходячая карикатура… и вместе с тем небезнадежен.

Партия сложится гармонично. Вот только постигший науки Учитель, он же многоликий Игорь Михельсон, будет в бешенстве и непонимании метаться по сцене. Ведь ментор столкнулся с иррациональным явлением, причем еще и в квадрате. Это дурочка, которая влюбилась!

Мария Федотова. Фото предоставлено пресс-службой театра «Комедiя».

На фото: Испанские страсти: борьба между сестричками идет нешуточная.

Следите за нашими новостями в удобном формате