Создав торжественную ноту открытия фестиваля приветственными речами, высокопоставленные лица уступили сцену уникальным гостям — национальному филармоническому оркестру города Лилля и его основателю и дирижеру
Маэстро на сцене…
Сам факт приезда в филармонический зал большого коллектива не является редкостью: бывают у нас и «Виртуозы Москвы», и «Солисты Москвы». Но приезд зарубежного симфонического оркестра стал необыкновенным подарком нижегородским слушателям, поскольку дает редкую возможность познакомиться с европейской музыкальной традицией и поставить местную культуру в контекст мировой.
Программа концерта, открывающего Французский сезон внутри фестиваля, была соответствующей: сюиты из «Арлезианки» и «Кармен» Бизе, «Смерть Клеопатры» Берлиоза, фрагменты балета
Говорят, каков руководитель, таковы и его подчиненные. Это в полной мере оправдывается по отношению к Казадезюсу и его оркестру. Высокий, изящный, с изысканным аристократическим дирижерским жестом дирижер сообщает своим музыкантам такую же манеру игры: мягкую, но собранную; плотную в tutti и невероятно дифференцированную в piano; активную, но без малейшего признака поспешности. Эти люди никуда не спешат: как истинные ценители прекрасного, каковыми всегда считались французы, они получают удовольствие. И умеют подарить это удовольствие окружающим. Такая сдержанная манера игры вряд ли понравится любителям размашистого жеста, безумной страсти и порванных струн. Игра лилльского оркестра — сама корректность. Но при этом сколь разнообразны их нюансы, как точны динамические переходы, как деликатны и пикантны соло! Возможно, в этом сказывается тот факт, что оркестр долгое время был камерным, и филигранное владение звуком сохранил, даже став большим симфоническим.
Если призвать на помощь ассоциации из мира живописи, то здесь мы видим не массивную фреску, написанную щедрыми красочными мазками, а нежную, полную тонких трепетных штрихов пастель. Зато именно такое исполнение способно наполнить чарующей прелестью музыку, не претендующую на глубину философских обобщений: пряные, мерцающие, исполненные тайны и неги звучности оркестровки де Фальи; яркие, звенящие, искрящиеся, как брызги шампанского, мелодии Бизе; сумрачный шелест и трагические возгласы струнных, бархатистое звучание
…и за кулисами
Перед концертом дирижер
— Маэстро, вы впервые в Нижнем Новгороде, но не первый раз приезжаете в Россию…
— Да, моя прабабушка была русской! Турне по России у нас было еще в 1989 году. И для меня огромное удовольствие приехать снова сюда в Год Франции в России.
— Правда ли, что вы играете перед разной аудиторией и можете выступить даже в тюрьме? Почему вы это делаете?
— Знаете, я написал книгу «Самый короткий путь от сердца к сердцу». Она о музыке. Я побывал во многих странах мира, и моя цель как музыканта и человека — чтобы музыка входила в повседневную жизнь людей, от самых привилегированных слоев общества до его «низов». Я думаю, что музыка может привнести каплю надежды в океан безнадежности. Можно сказать, что это моя этика.
— Есть ли у вас любимые композиторы?
— Моцарт, Бетховен, Берлиоз, Малер, Бизе. Из русских очень ценю Стравинского. Я вообще люблю глубину русской музыки и французскую легкость.
— А ваша мечта?
— Оркестр, который работает над музыкой и может передать всю ее точность.
Анастасия РАЗГУЛЯЕВА. Оксана ЗЕМСКАЯ.