Спору нет, родительская любовь — самое святое из чувств. В благополучной семье, когда на свет появляется желанный ребенок, мама с папой хотят, чтобы у их принцессы или принца (вне зависимости от пола) все было самое лучшее: самая красивая кроватка, самая модная коляска, дорогие игрушки, шапочки, ботиночки, костюмчики — все из престижного бутика.
Не цветок, но уже бутон
И если средства позволяют, колготочки чтобы были фирменные, а не купленные с рыночного лотка. А шубка чтобы была из натурального меха, выбранная по каталогу… Вдобавок с первого дня к младенцу выстраивается очередь из ближайших родственников, также страждущих побаловать дитя, — как минимум два дедушки, две бабушки, любимая тетя… Конечно, родители в первую очередь тешат свое самолюбие и утоляют свои амбиции: делающему первые шаги карапузу все равно, светятся ли разноцветными огоньками подошвы его навороченных кроссовочек или просто защищают ножки от уличной пыли. Но производители детской одежды и обуви делают на брендах колоссальные прибыли. И один и тот же джинсовый комбинезончик можно купить за 350 рублей на рынке, а можно и за 5 тысяч в специализированном детском магазине.
С недавних пор полку желающих подзаработать на родительской любви заметно прибыло. Сначала появились курсы дошкольной подготовки, обучающие детишек с шести лет, потом с пяти, потом с четырех… Сегодня становятся популярными школы, осуществляющие набор детей от года до полутора лет. Несмышленых младенцев обучают десятки центров, густо разбросанных по всему Нижнему Новгороду, — «Знайка», «АБВГДейка», «Детские радости», «Любимые дети» и просто «ИП Лыткина О.», «ИП Редко И.Н." и многие другие. Довольно однотипный набор услуг обозначается
Сколько стоит
Цены в младенческих «школах» варьируются. К примеру, в «Любимых детях» «обучение» стоит 1800 рублей в месяц. За эти деньги мамаша с дитем на руках (вряд ли неразумное дите воспринимает обучение) два раза в неделю слушает наставления педагога: какую лучше игрушку ему дать (это называется здесь «тактильные упражнения»), как наказывать за непослушание («сопровождение психолога»), разучивает игры типа «Лодочка» — ребенок переступает с ноги на ногу и слегка раскачивается из стороны в сторону. «
Кстати, филиалы «Диво» работают в каждом районе. На вопрос: «Чему учат здесь младенцев?» — педагог одного из таких филиалов простодушно ответила: «В „ладушки“ играть, чему еще можно научить такого кроху?»
Больше нужно мамочкам
Мальчик в возрасте один год и один месяц, когда родители на неделю уехали в отпуск, оставив его на попечении бабушки, при встрече с мамой обратился в рев, вцепившись в бабушкин подол: маму он успел забыть и воспринимал первые несколько минут как чужую тетеньку… Это об уровне восприятия ребенком действительности.
Но, может быть, это я такой отсталый элемент общества, шагаю не в ногу со временем? Может, это вовсе и не мода, не желание родителей перенести бремя воспитания на посторонних лиц или потратить на любимое чадо лишние деньги? Может, навыки, получаемые в детских центрах, формируют будущих гениев? Интересно бы знать мнение самых настоящих педагогов! А потому обращаюсь с этим вопросом к кандидату педагогических наук, доценту кафедры дошкольной педагогики педагогического университета Надежде Комратовой.
— Да сейчас кто во что горазд, никто эти центры не контролирует, — с ходу отреагировала Надежда Георгиевна. Однако попросила перезвонить, мол, сформулирую свое мнение более четко.
Через двадцать минут сформулировала:
— Я вот только что поговорила с руководителем одного из центров «Диво», вы понимаете, там работает много наших выпускников, мы с ними взаимодействуем…
Это я как раз понимаю. Не понимаю только, кто кого контролирует?
Валентина Горкай, заведующая нижегородским детским садом № 135 комбинированного типа, педагог по образованию, воспитатель с
— Сумасшедший дом! — была ее первая реакция. Извинившись, продолжила: — Тщеславные мамочки, видимо, надеются, что таким образом в детях воплотятся их несбывшиеся мечты. Что вырастет из такого ребенка? Марионетка! Чему можно научить ребенка в этом возрасте? Агукать, агакать, играть в «ладушки» — вот и все. Но это всегда лучше сделает сама мама или, к примеру, бабушка, в смысле — родной человек… В таком возрасте детей даже в ясли не берут, мы принимаем малышей в возрасте не моложе двух с половиной лет… Деньги лишние у людей, вот что я вам скажу! А те, кто стрижет купоны, охотно этим пользуются.
Лучше заплатить?
Начальник отдела дошкольного и общего образования департамента образования Нижегородской области Виктор Шмелев был менее эмоционален.
— Знаете, почему средних общеобразовательных светских негосударственных школ у нас в области до сих пор всего три, а этих центров целая сеть? — начал с вопроса Виктор Николаевич. — Потому что, кроме лицензирования, они обязаны проходить аккредитацию. А это их вынуждает постоянно подтверждать уровень подготовки своих учеников. За что отвечают эти центры? Кто подтвердит уровень тамошних педагогов? Они лишь предоставляют услугу, которая
В гораздо большей степени, как утверждает психолог Дина Табасова, это нужно самим мамочкам. Находясь в декретном отпуске, те лишены привычного общения с коллегами, с подругами, просто с ровесниками. Центры развития детей для них своего рода клуб, где они знакомятся с новыми людьми, заводят друзей, обсуждают свои проблемы. Здесь — за пределами дворовой песочницы — можно продемонстрировать не только красивые наряды своей малышки, но и недавно подаренный мужем браслетик. Еще недавно доступные развлекательные мероприятия остались в прошлом, и эти «занятия» стали уважительной причиной выхода «в свет». Согласитесь, малообеспеченные семьи не могут себе позволить «ладушки» за несколько тысяч. Сюда приходят те, у кого, по выражению воспитателя со стажем, имеются лишние деньги…
Возможно, прочитав все вышенаписанное, вы захотели воскликнуть: «Да это они молодых мам обучают, как правильно обходиться с детьми!» А вот и не угадали — для этого у нас существуют другие школы и центры, где будущие мамы учатся делать «ладушки» своему будущему ребенку на примере резинового пупса. Но это уже другая история. И другие расценки.
Вера АНУФРИЕВА.