Выборгский театр приехал в Нижний Новгород в рамках межрегионального направления федерального проекта «Большие гастроли», как и наша «Комедiя», с которой произошел обмен сценами.
Кстати, «крепостная» сцена оказалась ощутимо меньше нижегородской, но гости постарались вписать декорации, выстроить свет и видеооформление по возможности без ущерба для спектаклей. К тому же, в их труппе сейчас служат семь выпускников Нижегородского (Горьковского) театрального училища имени Е.А. Евстигнеева разных лет, поэтому, ожидаемо, многие были рады увидеть их, а атмосфера в зале стала особенно теплой.
За три октябрьских дня гости сыграли пять драматических спектаклей для взрослых и юных зрителей, продемонстрировав, что им подвластны самые разные театральные жанры.
«Сын» не без абсурда.
«Возвращением блудного сына» можно было бы иначе назвать суть сюжета первого вечера, когда был показан спектакль «Старший сын», по известной одноименной пьесе Вампилова. В постановке режиссера Евгения Кулиша действие начинается с пролога, во время которого бортпроводницы приглашают зрителей совершить полет. Куда именно нас отправили путешествовать, с преодолением зоны турбулентности во втором действии, осталось загадкой – в условное «прошлое», где было трудно определить по костюмам и реквизиту время действия, но оно прошло под музыку, с романтическими стихами.
Запомнилось стильное художественное оформление (Елизаветы Егоровой), в недавно модных сером, черном и желтом цветах, которые дополняли соединенные медные фонари и трубы – водосточные и духовые. Отец Сарафанов играл на кларнете (деревянном духовом инструменте), но это и прочее – уже детали, понятные не каждому.
Начавшись с плутовской завязки – поиска ночлега двумя загулявшими парнями – история не раз трансформировалась в течение двух с половиной часов в другие жанры. Заявленной высокой «трагикомедии» увидеть не случилось, но мелодрама с элементами водевиля не раз удивила комедийным абсурдом. Чего только стоит хождение в окно, как в дверь, или страстное объяснение в любви, решенное в пластическом танце, под звуки рокового танго. А также образ пунктуального жениха – летчика, нарумяненного и сияющего, словно в старинной рекламе начала века. Зрителей подкупила искренность актерской игры и понятное абсолютно каждому желание обрести семью, дом и любовь.
Интрига за интригой.
Сказка «Винни-Пух и все-все-все» с рэп-песенками и мюзикл «Огниво» – традиционные постановки. В то же время это современные, яркие спектакли. Создатели постановок и актеры нашли в них вневременную актуальность.
Продолжила музыкальную тему классическая «Ханума». Сюжет этого произведения известен каждому, но выборгские артисты и режиссер Георгий Цнобиладзе добавили ему больше юмора. А тем, кому немного недоставало вокальных возможностей, помогло мастерство. Колоритная история со свадьбами и интригами – удача театра.
Постановка того же режиссера, иронический остросюжетный во всех смыслах детектив «Ножницы» завершил гастроли. Пьеса американского драматурга П. Портнера (с криминалом в доме парикмахера) была перенесена в отечественные реалии, а в прощальный вечер ее текст неожиданно дополнился нижегородской топонимикой. Как это принято, последний, «зеленый» спектакль игрался как с незапланированными, так и заготовленными шутками и импровизациями, чем немало порадовал зрителей.
Азартное расследование сломало «четвертую стену», вовлекло публику в допросы подозреваемых лиц, а интерактив в какой-то момент стал даже интереснее самого действия. Кто из героев «убийца», решали общим голосованием. Кстати, каждый раз виновный в финале может вариативно меняться, и эта интрига – отличный повод посмотреть спектакль не один раз.
Пелагея Климова. Фото театра «Святая крепость».