В Нижегородском культурном центре «Пакгаузы» на Стрелке 30 сентября и 1 октября состоялись премьерные показы оперы Александра Гречанинова «Добрыня Никитич» в концертном исполнении.
В ярких образах персонажей русских былин предстали солисты нижегородской оперы – Виктор Ряузов, Максим Орлов, Татьяна Иващенко, Ирина Котова, Владислав Бирюков, Георгий Екимов, Николай Печенкин, Светлана Ползикова, Карина Хэрунц и другие.
Постановка стала совместным проектом трех нижегородских учреждений культуры: театра оперы и балета имени А. С. Пушкина, русского народного оркестра имени В. А. Кузнецова и хора консерватории имени М. И. Глинки. Дирижировал художественный руководитель и главный дирижер РНО Борис Схиртладзе.
Новую оркестровку специально для этого проекта создал доцент Нижегородской консерватории Венедикт Пеунов. Кстати, что интересно, опера в своей истории уже звучала с русским народным оркестром. В 1917 году «Добрыня Никитич» на некоторое время ушел из репертуара театров и вернулся в 1943 году. Опера прозвучала по радио в блокадном Ленинграде в исполнении Русского оркестра Василия Андреева и солистов ленинградских театров.
Не ошибусь, сказав, что «Добрыня Никитич» стал очередным музыкальным открытием, которое сделали для себя нижегородские меломаны на инновационной концертной площадке. Первая опера Гречанинова, приверженца русской традиционной школы, оказалась абсолютно в духе «Могучей кучки»: с использованием этнографического материала, ладовых гармоний и нерегулярной «былинной» ритмики с одной стороны, но с четко прослеживаемым влиянием Римского-Корсакова и Чайковского с другой. Много чудесной музыки, замечательно изящных, мелодичных хоровых и сольных номеров, красочные переливы народного оркестра. Действительно, как писал критик Сабанеев, Гречанинов создавал «музыку несложную, понятную и приятную, но не пошлую. Его популярность конкурировала с популярностью Чайковского».
Было бы хорошо увидеть «Добрыню Никитича» в репертуаре нижегородской Оперы, благо начало положено. 12+
Мария Федотова.