Новый «Онегин» – хороший повод перечитать великого поэта

Новый «Онегин» – хороший повод перечитать великого поэта

В одиннадцатый раз в нижегородской Опере поставили бессмертное творение Чайковского по пушкинскому роману в стихах и, несомненно, что эта постановка войдет в историю. Хотя бы потому, что – как уже нижегородцам известно – в этой постановке поэт Ленский не умрет и будет счастливо отплясывать на балу вместе с красавицей-блондинкой Ольгой (Наталия Ляскова), которая, соответственно, не выйдет замуж за улана (но это неточно).

К зрителям с приветственным словом обратился глава региона Глеб Никитин.

– Сегодня знаковое событие в истории театра! За последние годы наш оперный значительно преобразился – получил «Золотую маску», представил ряд важных премьер, освоил новую площадку на Стрелке. В труппу пришли более 120 новых артистов, состоялся ряд успешных зарубежных гастролей. Это очень важно для всего региона! Сегодня открывается 37-й фестиваль оперного и балетного искусства «Болдинская осень». 30 лет назад старт «Болдинской осени» дал именно «Евгений Онегин». Я думаю, для Сергея Новикова эта постановка будет особенной. Желаю режиссеру и всем исполнителям успеха, а зрителям желаю насладиться оперным искусством.

Новая постановка называется не «Евгений Онегин», но  «Онегин». Режиссер-постановщик – Сергей Новиков, дипломант международного конкурса «Нано-опера». Получилась очень интересная, достойная попытка выйти из рамок определенной постановочной рутины и «традиций», вспомнить и оживить пушкинские строки, найдя в них незаезженные, не бросающиеся в глаза смыслы и детали. Например, многие ли помнят, как Татьяна «на стекла хладные дыша… Прелестным пальчиком писала/ На отуманенном стекле/ Заветный вензель О да Е»? В этой постановке – пишет. 

Татьяна в исполнении Екатерины Ясинской хороша и аутентична: обманчиво-статичная поначалу, в сцене письма она вдохновенно раскрывается как страстная и смелая натура, ну а в финальной сцене, объясняясь с Онегиным, выплеснула такую боль запретной любви, что зрительницы потянулись за платочками. 

Мы видим иную Ларину (Карина Хэрунц) – не степенную барыню, но красотку с горящим взором, аристократку, племянницу московской княжны.

Хороши и по-мужски привлекательны «лед и пламень» Ленский (Сергей Кузьмин) и Онегин (Константин Сучков), даром что Онегин противу традиции блондинист и коренаст: в нем чувствуется тот самый пушкинский Онегин – опытный обольститель, завсегдатай модных тусовок и состарившийся душой неприкаянный оди­ночка. 

Насыщены новыми подробностями сцена бала у Лариных и ссора главных героев. 

Признаться, с некоторым трепетом и любопытством я ожидала сцены дуэли. В отличие от музыки Чайковского, действительно, дающей возможность разных трактовок, у Пушкина, безусловно и однозначно, Ленский убит: «младой певец /Нашел безвременный конец!». Однако ведь Онегин вовсе не хотел убивать его. Он раскаивается в своем поведении на балу, готов чуть ли не принести извинения… и тут в дело вмешивается малозаметный, но роковой персонаж, Зарецкий – личность с нехорошим прошлым. Это он утром прибыл к Онегину и, «осклабя взор, /Вручил записку от поэта». И он же, как никто другой, опасался, что Онегин, чего доброго, еще передумает и дуэль не состоится! Ведь до последнего момента Ленский с Онегиным буквально не принимают всерьез предстоящий поединок: оба они чуть не проспали его, да и беря в руки оружие, сомневаются. А Зарецкий, действительно, скалится (тут нельзя не признать мимических достоинств Виктора Ряузова, исполнившего партию Зарецкого) и поторапливает: давайте, мол, стреляйтесь уже... Так что, получается, постановщик всего лишь направил пистолет в нужную сторону. 

Новый «Онегин» очень приятен глазу. Это красивый «костюмный» спектакль с интересным светом (художник по свету Руслан Майоров), с обилием акцентов в «исторических» декорациях (художники-постановщики – Александр Купалян (сценография) и Мария Высотская (костюмы). Как рассказала директор театра Татьяна Маврина, общий вес декораций превысил пять тонн и составил около 1000 квадратных метров. В спектакле задействовано более 80 артистов, совместными силами цехов театра и сторонних мастерских было изготовлено 196 костюмов, пошито 135 пар обуви, у артистов – шесть перемен образов!

Приятен спектакль и слуху: радует уже ставшее «фирменным» легкое, филигранное звучание театрального оркестра La Voce Strumentale под управлением дирижера-постановщика Дмитрия Синьковского. 12+

Кстати.

12 октября, на самом первом показе были  замечены заместитель губернатора Олег Беркович и заслуженный артист РФ Александр Олешко.  Александр Олешко  «принимает» участие в спектакле: его портрет в образе Павла I стал одной из декораций сцены. Актер от души похвалил спектакль на своей странице в «ВКонтакте».

14 октября гостями премьерного показа стали народный артист России Николай Цискаридзе и телеведущая Юлия Барановская. 

Мария Федотова. Фото Александра Воложанина. 

Следите за нашими новостями в удобном формате