В Нижегородском художественном музее открылась выставка «Константин Пьянов. Живопись. Графика. Эстампаж»

В Нижегородском художественном музее открылась выставка «Константин Пьянов. Живопись. Графика. Эстампаж»

В НГХМ|Искусство XX века открылась выставка «Константин Пьянов. Живопись. Графика. Эстампаж». Она приурочена к юбилею художника и 30-летию его выставочной деятельности. Об этом сообщает министерство культуры Нижегородской области.

Выставка включает в себя произведения разных лет – от первых живописных работ автора середины 1990-х годов до произведений, выполненных в 2023 году. Преобладают в экспозиции картины последних пяти лет, некоторые из них закончены буквально накануне выставки и экспонируются впервые.

Гармоничное соединение произведений разных лет в одной экспозиции позволяет говорить о цельности и самодостаточности художественного мировосприятия Константина Пьянова, основными чертами которого является ясность, монументальность, архаическая сила образного высказывания, лаконичность и свобода в воплощении художественного впечатления.

В первом зале выставки зрителей встречают петроглифы. Именно наскальная живопись сыграла большую роль в становлении Константина Пьянова как художника. В 7 лет он переехал с родителями из Горького на полуостров Таймыр, а затем в 18 лет переехал в Минусинск. В соседнем Абакане он познакомился с кругом сибирских художников во главе с Владимиром Капелько – художником, путешественником, археологом, исследователем первобытного искусства Сибири. Он первым создал технологию переноса наскальных рисунков на микалентную бумагу и помог сохранить для истории мир образного мышления древних людей. Кроме того, Владимир Капелько стал родоначальником отдельного направления – сибирского неопримитивизма. Неповторимая природа Крайнего Севера, участие в экспедициях, непосредственное взаимодействие с древним искусством и кругом художников и археологов, увлеченных своим делом, – это заложило основу художественного мироощущения Константина Пьянова. 

«Я в первый раз выставился в 1993 году в Минусинской картинной галерее. Для меня эта дата даже важнее юбилея, потому что все мои друзья, они же и учителя, - художники Минусинска, Абакана. Первый зал если посмотреть, там – петроглифы. Это то, с чего вообще начался мой творческий путь, когда меня ознакомили в Хакасии с наскальной живописью. В тот момент я понял, чем я буду заниматься дальше. И то, что вы наблюдаете во всех этих залах, это все толчок от первобытных художников», - рассказал художник Константин Пьянов.

Профессиональное художественное образование художник получил уже в Нижнем Новгороде, но путешествия в Сибирь остаются регулярной творческой практикой художника до настоящего времени. 

«Константин Пьянов – яркий, очень самобытный художник, и дело даже не в технике, а в темпераменте. Это масштабность, щедрость и свобода. Стоит сказать о понятиях «примитивизм» и «неопримитивизм», которые часто употребляются в негативной коннотации, хотя в искусствоведении нет этой негативной окраски – это, наоборот, такое возвращение к истокам искусства. То, что на этой выставке представлены эстампажи с петроглифов со скал с берегов Енисея, дает нужный ракурс на творчество Константина Пьянова. Понятно становится, откуда эта лаконичность, откуда эта грубость форм», - отмечает куратор выставки Наталья Старикова.

Неважно, к какой теме и к какому материалу прибегает художник, – изображает он горы, лес или букет цветов, использует плотную масляную живопись или такие легкие материалы, как пастель и акварель. Художник отказывается от лишних деталей, использует намеренно простой локальный цвет, большое внимание уделяет звучанию ритма в пространстве картины. Все это превращает любое изображение на картине Пьянова в символ или знак – знак камня, леса, поля, воды, города, человека.

Выставка работает в НГХМ|Искусство XX века (пл. Минина и Пожарского, д. 2/2) до 28 января 2024 года.

Источник - Пресс-служба губернатора и правительства Нижегородской области

Следите за нашими новостями в удобном формате