Широкий спектр – от резкого неприятия до осторожного нейтралитета и прямого одобрения действий депутатов – вызвал ответную реакцию думцев. Они готовы объяснять свои решения, доказывая тем самым продуманность и взвешенность своих действий. Одним из первых свой взгляд на принятый гордумой документ и политику Нижегородской мэрии по вопросам собственности и ее управления продемонстрировал заместитель председателя постоянной комиссии гордумы по бюджетной, финансовой и налоговой политике Владимир Паченов.
- Принятие прогнозного плана приватизации получило, в основном, эмоциональный резонанс. Большинство комментаторов на заседании Думы не присутствовало, документа, похоже, в глаза не видело. К сожалению, это так. Утверждение, что Дума была спешно собрана по этому вопросу, не выдерживает критики. На предыдущем заседании Городской Думы ее председатель Иван Николаевич Карнилин оповестил всех депутатов в присутствии СМИ, что прогнозный план приватизации будет обсуждаться на специальном заседании через неделю. Это заседание не было внеочередным – по сути оно явилось продолжением предыдущего.
При внимательном прочтении постановления Думы очевидно, что никакое имущество и никакие акции никуда не уходят. Все имущество остается под стопроцентным контролем городской администрации и городской думы. Меняется лишь форма управления предприятиями. Мы попросили нашего коллегу-депутата Андрея Павлова, генерального директора МП «Водоканал», на примере этого предприятия обосновать преимущества акционирования. Он убедительно доказал повышение эффективности и оперативности управления предприятием: например, сейчас покупку каждой дорогостоящей задвижки он обязан согласовывать с мэром, в КУГИ. Акционерное общество дает руководителю самостоятельность в принятии оперативных решений. Еще один немаловажный аргумент: мы знаем, как только меняется власть в городе, новый мэр меняет руководителей муниципальных предприятий, то есть приводит нового руководителя «Водоканала», нового директора «Теплоэнерго» и т.д. При этом мы многое теряем, потому что новый руководитель начинает с белого листа. Акционерное общество избавляет от политической конъюнктуры, им управляют менеджеры-профессионалы, которых нанимает совет директоров. В совет директоров акционерных обществ, создаваемых на базе муниципальных предприятий, войдут представители администрации и городской думы в пропорции «50 на 50».
Хочу подчеркнуть очень важный момент, о котором тоже не говорят: в связи с изменением федерального законодательства, вступлением в силу ФЗ № 210 «О порядке регулирования тарифов коммунального комплекса» городская дума лишена полномочий по регулированию тарифов. Депутаты больше не регулируют тарифы. Этим занимается регулирующий орган, который создает исполнительная власть города или области. Депутаты с 1 января 2006 года не имеют права влиять на тарифы. Поэтому наше условие о вхождении депутатов в совет директоров создаваемых акционерных обществ является единственной защитой и единственной возможностью представительной власти иметь реальное влияние на регулирование тарифов.
Муниципальные предприятия должны прекратить свое существование. Нас обязывает федеральное законодательство. Я очень критично отношусь к новому закону «Об общих принципах организации местного самоуправления», который полностью вступил в силу с 1 января 2006 года, и который обязывает все муниципалитеты избавится от имущества, не используемое для исполнения функций местного самоуправления.Он требует, чтобы до 1 января 2009 года все муниципальные предприятия были приватизированы. Это может быть сделано сегодня или завтра, или послезавтра, но тенденция, к сожалению, такова: мы обязаны это сделать.
При голосовании на думе мы исключили пять муниципальных предприятий из плана приватизации. Это не означает, что они исключены насовсем. Просто пока мы не решили, в какой форме они будут существовать, чтобы удовлетворять социальные потребности нижегородцев. Для остальных предприятий форма выбрана – акционерные общества со 100-процентным пакетом акций в руках муниципалитета и 50-процентныи депутатским представительством в советах директоров этих ОАО. Все имущество, все акции этих предприятий будут находиться в муниципальной имущественной казне и не подлежат отчуждению, продаже и т.д. Даже судебные приставы не могут арестовать имущество этой казны. В казне сегодня находится имущество «Теплоэнерго», «Водоканала». Все трубопроводы, все котельные – в казне. Таким образом, мы их сохраняем от внешнего посягательства.
Областная власть планировала создать управляющую компанию для всех «водоканалов» Нижегородской области. Управляющая компания управляет всеми денежными потоками. Но у нас сегодня все денежные потоки уже распределены: мы утвердили планы развития, выполнение идет и контролируется. На апрельском заседании комиссии по городскому хозяйству мы слушали отчет «Водоканала» о работе по утвержденному плану.
Я считаю, что решение об акционировании муниципальных предприятий, принятое Городской Думой 26 апреля, было взвешенным и рациональным. Оно усилило позицию Городской Думы в части контроля за городским хозяйством, использованием муниципального имущества.