Молодой учитель Владислав Шаблов – педагог в третьем поколении. Решение пойти работать в школу он принял, еще будучи семиклассником. Владислав Алексеевич преподает историю, обществознание и историю Нижегородского края, а также является советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. В этом учебном году местом работы для него стала кадетская школа им. Героя России И.В. Гурова в Нижнем Новгороде. Накануне Дня учителя мы поговорили с молодым педагогом о его пути в профессию и о том, как преподавание истории помогает решать актуальные вопросы воспитания.
Путь в профессию.
– Желание быть учителем я принял осознанно, – рассказывает Владислав Алексеевич. – Каково это работать с детьми, я знаю не понаслышке, понимал, что меня ждет, с какими трудностями придется столкнуться. Бабушка – воспитатель детского сада, и родители имеют непосредственное отношение к сфере образования. Мама Ольга Юрьевна – педагог дополнительного образования, работает методистом и возглавляет отдел в детско-
юношеском центре (ДЮЦ) Кулебакского округа – организует различные мероприятия. С трех лет мама брала меня с собой в ДЮЦ, и я наблюдал за тем, как она и ее коллеги работают с детьми. Папа Алексей Николаевич – учитель математики, ему довелось быть и директором школы, он более четверти века возглавляет управление образования Кулебакского округа. В семье никогда не настаивали на том, чтобы я продолжил династию. Но пример родителей, их увлеченность работой, любовь к своему делу, безусловно, повлияли на мое решение стать педагогом.
– Почему вы выбрали именно историю?
– В школе это был мой любимый предмет. Я много читал специализированной литературы. К слову, сверстники не разделяли моего увлечения историей и стремления стать педагогом. В те годы было модно идти
в шоу-бизнес, в предпринимательство, в сферы, где можно много зарабатывать. Профессия учителя считалась непрестижной, ассоциировалась с маленькой зарплатой. Сегодня отношение к учителю меняется в лучшую сторону. Возросла и роль исторического образования.
В Нижегородской кадетской школе, куда я недавно устроился, уделяется особое внимание изучению этого предмета. На уроках делаю упор на военных событиях. Мы с ребятами подробно разбираем причинно-следственные связи, я стараюсь показать ученикам, будущим офицерам, как важно нести ответственность за принятые решения. Примером служат выдающиеся полководцы, Герои России. Углубленное изучение биографий этих людей позволяет понять, что повлияло на их формирование как личностей. У каждого своя личная история выбора, преодоления трудностей. Вместе мы ищем ответ на вопрос, что, скажем, помогло обычному мальчишке из крестьянской семьи стать великим маршалом Георгием Жуковым.
– Кто был вашим наставником?
– Это заслуженный учитель России Андрей Владимирович Елисов, победитель регионального конкурса «Учитель года-2011». Андрей Владимирович помог мне подготовиться к единому экзамену. ЕГЭ по истории я сдал на 100 баллов. Он стал моим наставником в профессии. Под его влиянием я прочитал труды выдающихся педагогов Шалвы Амонашвили, Януша Корчака. Андрей Владимирович преподает историю в селе Саваслейка Кулебакского округа, и у него я проходил педагогическую практику.
Успевал многое
– У вас были высокие баллы ЕГЭ, позволяющие учиться в столичных вузах, однако вы выбрали Мининский университет.
– Мне не хотелось уезжать далеко от дома. Возможно, сыграло роль то, что мой отец выпускник Горьковского педагогического. Я нисколько не пожалел, что выбрал НГПУ. Этот вуз окончила и моя будущая жена. Марина, как и я, родом из Кулебак, она меня младше и в вуз поступила на год позже. Мы жили в одном студенческом общежитии. По профессии супруга психолог. Случается, что я обращаюсь к ней за советом. Одно время мы работали вместе в колледже, я как учитель, Марина как психолог.
– Расскажите о своем первом педагогическом опыте.
– Уже на пятом курсе я пошел работать в школу № 126 Нижнего Новгорода. В течение одного учебного года вел историю у учеников с 6 по 8 классы. Это был хороший опыт. С ребятами сложились очень теплые взаимоотношения, особенно с восьмиклассниками. Было очень неожиданно и приятно, когда они спустя три года вспомнили обо мне и пригласили на последний звонок и выпускной вечер.
В чем главное преимущество молодого учителя? В том, что он близок по возрасту с учениками и лучше их понимает. У учителя взрослого – главный козырь, безусловно, это профессиональный опыт. Я со своими учениками делился личным опытом успешной подготовки к ЕГЭ, что им было весьма полезно.
– Вы советник директора по воспитанию. Какие личные качества необходимы для работы на этой должности?
– Советники – это люди с активной жизненной позицией, и мне это близко. Я всегда успевал очень много. В пятом классе я вступил в пионеры и вошел в актив этой детской организации в Кулебакском районе. Побывал в известных детских лагерях – «Орленке», «Артеке». Когда мне исполнилось 14 лет, работал вожатым в городском лагере. Во время учебы в Мининском университете возглавлял студсовет общежития, входил в профсоюз НГПУ. После окончания вуза пошел работать в техникум отраслевых технологий, сегодня это «Нижегородский колледж малого бизнеса». Там начал активно заниматься воспитательной работой.
Сумел увлечь ребят
– Как получилось, что вы стали одним из первых советников по воспитанию в СПО?
– Советник по воспитанию – должность новая, ее вводили централизованно сначала в школах, затем в учреждениях среднего образования. Но поскольку конкурсный отбор как советник в проекте «Навигаторы детства» я уже прошел, директор техникума предложил мне сразу приступить к исполнению обязанностей в этом качестве. Так я начал работать советником по воспитанию в СПО одним из первых в нашей стране.
– С чего вы начали свою работу?
– С организации студенческого самоуправления. Это помогает воспитывать в детях самостоятельность. СПО – это уже не школа, но еще и не вуз. С одной стороны, ребята считают себя взрослыми, с другой, они не всегда готовы брать на себя ответственность. В нашем учреждении, как и везде, ребята были разные, в их числе и проблемные. С активистами мы возродили студенческий совет, придумали эмблему, девиз.
Я стал вовлекать студентов в разные мероприятия.
Команде из пяти человек удалось победить в федеральном конкурсе «Смотри, это Россия!» и получить в качестве приза новые телефоны. Наш видеоролик, посвященный Нижнему Новгороду, жизни и творчеству Максима Горького, набрал самое большое количество голосов. Конкурс ежегодный, его целью является изучение детьми своей страны. Во время голосования весь техникум сплотился. Ребята привлекали друзей, родственников. Эта победа была очень значима для моих подопечных. Эти ребята и стали костяком студсовета, который позже вырос до 30 человек, а ребят, участвовавших в организации мероприятий, было не менее 150 из 700 учащихся техникума. Мы старались заложить новые традиции, и одна из них точно прижилась – проводить так называемый «веревочный курс», игру с испытаниями для первокурсников, цель которой – познакомить и сплотить новых студентов.
– В качестве советника по воспитанию Нижегородской кадетской школы в реализацию каких направлений воспитательной работы уже удалось включиться?
– Директор школы Ольга Александровна Кудасова убеждена, что стратегическая цель кадетского образования – это воспитание гражданина-патриота, защитника Родины. И большинство учащихся здесь нацелено на военную карьеру. Будущие воины должны быть не только в хорошей физической форме, но и иметь духовно-нравственный стержень, быть интеллектуально развитыми, чтобы стать цветом нашей армии. Как советник я привлекаю ребят к участию в различных конкурсах. Мне близко волонтерство, и я уже включился в работу по сбору гуманитарной помощи. Хочу отметить очень высокую консолидацию ребят и их семей. Кадеты активно участвуют в сборе продуктов для наших бойцов СВО, плетут маскировочные сети.
В школе есть музей. Мне бы хотелось вместе с ребятами наполнить его экспозицию новой информацией и проводить в музее больше мероприятий. Близится юбилей кадетской школы, ей исполняется 30 лет, и мы собираем информацию о ее первых преподавателях и известных выпускниках. Школа носит имя Героя России, участника чеченской войны Игоря Гурова, погибшего в 1996 году. Идет работа по увековечению памяти других выпускников кадетской школы, участников чеченской войны, специальной военной операции. Нам подарили альбом выпуска 1949 года с фотографиями и именами выпускников Горьковского суворовского училища, планируем организовать поисковую работу, проследить их жизненный путь, чтобы гордиться земляками, которые посвятили себя военной службе, защите Родины.
Досье «НН».
Владислав Шаблов – учитель истории и обществознания, аспирант ННГУ им. Н.И. Лобачевского, педагогический стаж – 3 года, победитель регионального конкурса «Советник года» в номинации «Советник СПО». Выиграл грантовый конкурс «Росмолодежь. Гранты 1 сезон» с проектом по организации чемпионатов профессионального мастерства для советников. Подготовка к этому мероприятию уже началась. Чемпионат станет площадкой для взаимодействия советников региона и обмена опытом.
Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.