Фольклорно-этнографический ансамбль «Синий Лен» отмечает свое двадцатилетие огромной разнообразной программой в Доме народного единства 21 марта. Создала и по сей день возглавляет этот ансамбль Елена Тихомирова, женщина яркой красоты и большого таланта, искренне увлеченная своим делом.
На правах бывшей сокурсницы по консерватории автор настоящей заметки побеседовала с ней.
Слушаем чутко.
– Лена, ты мама пятерых детей. Можно ли считать «Синий Лен» твоим шестым ребенком?
– Так точно. Хотя, хронологически, этот ребенок – третий по счету: во время учебы в Нижегородской государственной консерватории у меня родились две дочери. Ну а окончив вуз по специальности «музыкальная фольклористика», решила создать фольклорный ансамбль при НГЛУ им. Н.А. Добролюбова. Встретилась с руководством и спросила: хотите, создам у вас русский фольклорный ансамбль? Руководство сказало: «Хотим. Что для этого нужно?». – «Кабинет, магнитофон и зарплата», – ответила я, и с тех пор мы счастливо там живем.
Я сознательно создала ансамбль в непрофильном вузе из любителей хорошего уровня, потому что фольклорный жанр предполагает именно таких участников. Студенты иняза, изучая речь носителей языка, ловят не только слова, но и интонацию, «мелодию». Фольклорные песни нередко поются на диалекте, считай, другом языке с массой важных нюансов, и лингвисты к этому очень чутки.
Мы принципиально занимаемся именно нижегородской традиционной культурой, и осваиваем кладезь, который родила наша земля. Как говорится, где родился, там и пригодился, а материала столько, что не на одну жизнь хватит! С первыми его образцами познакомила меня научный руководитель, профессор консерватории Нина Дмитриевна Бордюг. Еще до «Синего Льна» мы с ней ездили в экспедиции. Поездок было немного, но они оказывались ценными: после каждой из них я не только привозила записи, но начинала смотреть другими глазами на явления и процессы в целом.
Званые гости на «Похоронах».
– Как организуются поездки в фольклорные экспедиции? И много ли можно найти истинных памятников? Ведь говорят, что деревня вымирает.
– Еще в 1870-х годах композитор Римский-Корсаков, создавая свой знаменитый сборник «Сто русских народных песен», написал в предисловии следующее: «… когда многие песни исчезают из памяти народа, в особенности становится интересным записывать напевы от лиц, слыхавших их в давние годы и публиковать лучшие из песен, помещенных в старинных сборниках».
Конечно, традиционный уклад уже, в общем, разрушен, деревня давно «не та». Деревенская молодежь, окончив школу, едет в город и мало кто возвращается.
Но вместе с этим «странные люди» вроде нас, этнографов, едут за сотни километров, чтобы изучать народную культуру и, привезя ее в город, расшифровывать, систематизировать, осваивать, хранить, транслировать.
Насчет того, как ездим… Можем дикарем поехать – заходить в каждый дом и спрашивать, а не поют ли здесь песен. На праздники выезжаем и стараемся услышать там как можно больше, взять комментарии. Уже лет двадцать ездим на «Похороны Стромы» в село Шутилово Первомайского района; кстати, первая экспедиция в те места была наша совместная с Ниной Дмитриевной. «Похороны» происходят на неделе, следующей за Троицей, и как сами сельчане говорят, они так весну хоронят.
Бабушка Строма начинает прихварывать все серьезнее и умирает. К ней вызывают доктора, пытаются ее реанимировать, но медицина оказывается бессильна и, в конце концов, Строму идут хоронить в поле, с песнями и плясками растрепывают чучело и разбрасывают по полю с пожеланиями хорошего урожая. А потом – поминки, где и поесть можно, и попить, и песен попеть.
Сначала мы ездили туда как исследователи: все фиксировали, многие песни выучили. Застали тех самых бабушек, исконных носителей культуры. Сейчас они ушли – и вместе с ними ушел архаичный пласт. Так что последние годы мы приезжаем уже как участники, потому что праздник надо поддерживать, а старые песни поет только «Синий Лен».
Нам удалось застать и зафиксировать «Похороны Мужика» в селе Выползово Шатковского района – ужасно смешной, истинно «карнавальный» обряд. Сейчас его больше не существует.
Нарядка на миллион.
– Перечисли, пожалуйста, ключевые достижения ансамбля «Синий Лен».
– Ездили и продолжаем ездить в экспедиции. Осваиваем костюмы Нижегородской области. Мы воспроизводим некоторые наряды, но не все нам по силам – например, реплики костюмов села Безводное Кстовского района. Самим это осуществить чрезвычайно трудно, потому что золотное шитье. Раньше крестьянки им тоже не занимались, заказывали у монастырских мастериц. Так вот, на сегодняшние деньги стоимость одного костюма составляет примерно миллион.
А надо весь коллектив одеть!
Впрочем, если не считать золотного шитья, то мы много чего освоили в качестве отдельной непростой программы: мужской, женский и детский костюмный комплекс, верхнюю одежду… Это очень важно! И, между прочим, каждая девушка в ансамбле сама себе шьет костюм.
– То есть, получается, сегодня «Синий Лен» – среди «правильно» экипированных флагманов фольклора?
– В общем, да. И так как мы еще стремимся «правильно», в традиции петь, играть и танцевать, нас все чаще зовут на статусные события. В частности, на форуме «Россия» на ВДНХ провели две большие программы – «Свадьба по-нижегородски» и масштабный концерт, открывавший День Нижегородской области.
Мы обзавелись масками для ряженья: есть Медведь, две Козы, дед, бабка и другие – много всего! Этнографические аксессуары вкупе с прочими нашими достижениями позволили нам, например, на Рождество 2024 и 2025 года в Арзамасе эффектно возглавить народный карнавал с шествием по старому городу – с масками, пением и игрой на инструментах.
О нашем коллективе записан ряд программ на федеральных телеканалах.
Мы много работаем с музеями. В частности, все 20 лет своего существования «Синий Лен» выступает соорганизатором фольклорных праздников в музее деревянного зодчества на Щелоковском хуторе.
Поддерживаем мы и областные праздники, в том числе похороны Стромы, фестиваль «Русская Тоскания». Ездим на Троицу в Безводное, часто бываем в Городце. Прошлым летом ездили на «Спасскую нарядку», где показали «народное» дефиле и дали концерт. Создали большую программу «Пушкин, Болдино. Фольклор», которую покажем на нашем юбилее.
Записали два диска песен, сейчас работаем над размещением в Сети.
Я веду научную деятельность. Курирую ряд коллективов. Преподаю в музыкальном училище предметы, связанные с фольклором, которые проходят все первокурсники по моей авторской программе.
Из последних свершений – сшили реплики одежды крестьян севера Нижегородской области из подлинной домотканой пестряди по музейным образцам. Коллекцию назвали «Пестрядинный рай», и в прошлом году на всероссийском фестивале «Русский костюм» в Ярославле получили за нее специальный приз. Мы ее также покажем 21 марта.
Жить долго.
– Вы играете на музыкальных инструментах и практикуете традиционные вечорки, весной печете «жаворонков», с первыми заморозками квасите капусту, играете свадьбы…
– Да, осваиваем народную культуру в комплексе. Начали как музыканты, а потом оказалось, что народные песни сами по себе не бывают. Стали заниматься костюмом. Дальше выяснилось, что очень весело, когда танцы идут под гармошку: стали осваивать народные инструменты, и тут к нам пришли парни. Ведь игра на гармони – это все же мужское занятие, да и выражение «гармонист – первый парень на деревне» появилось не случайно: гармонист исторически был объектом всеобщего внимания и обожания.
Сейчас фольклор закрывает все мои потребности. Это колодец, который бесконечно копаешь, и дна там нет.
– Не только нет дна, но еще и берегов не видать. Ведь вся твоя семья оказалась активно задействована в ансамбле.
– Мой супруг всецело включен в жизнь «Синего Льна». Все мои дети ходили в ансамбль – сначала просто потому, что их некуда было девать во время поездок, а затем втянулись и выросли на праздниках Щелоковского хутора: везде бегают, все впитывают и, в итоге, если что-то забудешь – они еще и поправят. Я никогда никого из них ничему не учила специально, тем более что «Синий Лен» – все-таки студенческий ансамбль. Но у них у всех есть традиционная одежда, все играют на инструментах. Дочь Юлия окончила магистратуру во МГИКе на кафедре народной художественной культуры, факультет государственной культурной политики, и сейчас у нее идут собственные проекты на тему фольклора.
– Каковы ваши творческие планы?
– Жить. У нас всегда есть творческие планы на ближайший год, потому что мы живем по календарю. Недавно прошла Масленица. Скоро будут «жаворонки», встреча весны. Потом – Пасха, Красная Горка, Троица, летние фестивали… Дожинки, Покров, и опять колядки, и снова Масленица.
В глобальных планах – освоить и записать культурные комплексы Нижегородской области: не менее десяти комплектов костюмов, диалектов, музыкальных программ. Это, наверное, задача не на одну жизнь.
Хочется ниточку традиции, которую мы подхватили, продлить и передать, чтобы красота народной культуры в ее первозданном виде жила. И жила долго.
Мария Федотова. Фото из архива ансамбля «Синий Лен»