Министерство внутренних дел обнародовало конкретную сумму, которую оно хотело бы платить гражданам, которые будут сообщать необходимую для проведения расследования информацию, — аж до 300 тысяч рублей за одно донесение. Щедро… Одновременно МВД направило в правительство письмо с просьбой выделять ведомству ежегодно под эту статью расходов 280 миллионов рублей. Нововведение хотят ввести с 2012 года.
Тратились всегда
— Известно, что у оперативников есть свои информаторы. Они привлекаются на конфиденциальной основе, их услуги оплачиваются либо на разовой основе, либо по контракту, когда сотрудничество ведется на постоянной основе, — говорит кандидат юридических наук, доцент одного из нижегородских вузов, полковник милиции в отставке Сергей Дегтярев. — Но в федеральном законе об
Зато действующем законе прописано, что «полученные суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются».
Между тем сумма награды именно в 300 тысяч рублей была объявлена два года назад ростовским ГУВД для возможных свидетелей жестокого убийства семьи полковника милиции, командира спецназа ГУВД по Нижегородской области Дмитрия Чудакова. «НН» об этой расправе рассказывали. Однако «наградные» деньги остались невостребованными, поскольку подозреваемого правоохранители нашли сами, расследование по делу закончено, предстоит суд.
Большие деньги к соблазну
До недавнего времени информаторам оплачивали из фонда содействия МВД и других подобных фондов, причем спонсоров органы искали сами. В период кампании с коррупцией и оборотнями в погонах хищения были обнаружены и в этих фондах, что явилось причиной их ликвидации.
Нередко
— Данная инициатива МВД лишь звучит красиво, но финансовой обеспеченности у нее не будет, — тоже считает Сергей Дегтярев. — По моему мнению, такой суммы, какую запросило МВД у государства на оплату информаторов, в казне не найдется. Ведь даже поднять зарплату штатным сотрудникам до нужного уровня федеральный бюджет сейчас не может. Но если даже представить, что правительство
Действительно, большие деньги вызывают большой соблазн.
Ольга МАКАРОВА.
А как у них
Британская полиция за 2008 год выплатила более 6 миллионов фунтов (около 10 миллионов долларов) гражданам за информацию о преступниках. За разовые сведения платили от 50 до 2000 фунтов. Избранным же источникам крайне важной информации могли заплатить и более 100 тысяч фунтов (более 160 тысяч долларов) в год. Причем расходование средств на информаторов каждым отделением полиции ежегодно тщательно проверяется специальной комиссией с тем, чтобы в этом деле не было нарушений.
В США даже введено
Анна КУТУЗОВА,
сотрудник
медицинской фирмы:
— Если я буду уверена, что факт моего доносительства правоохранители сохранят в тайне, то, конечно же, я буду сотрудничать. Ведь, с одной стороны, я как гражданин хочу, чтобы преступник понес наказание. С другой — если действительно предложат хорошие деньги, то они в семейном бюджете лишними не будут.
Марина ФЕДОРОВА, бухгалтер:
— У нас не Америка, где все только за деньги. Я считаю, что желание помогать правоохранительным органам в раскрытии преступления должно быть у нас по велению совести и безвозмездно. Но это в идеале. Видимо, наше общество сейчас стало настолько равнодушно ко всему происходящему вокруг, что у МВД не осталось иного выхода, как покупать помощь за большие деньги.
Александр БЕЛОВ, переводчик:
— Нужно повышать профессионализм и зарплату самим сотрудникам правоохранительных органов, чтобы они могли выполнять оперативные действия без посторонней помощи. Насколько я знаю, реформа МВД на это и нацелена.