Немецкий призрак и русский дух

Немецкий призрак и русский дух

«Белый тигр». Россия, 2012. Режиссер Карен Шахназаров. В ролях: Виталий Кищенко, Алексей Вертков, Владимир Ильин, Александр Вахов, Виталий Дорджиев.

Пошел другим путем

Во время Великой Отечественной войны среди советских бойцов распространяется слух о немецком танке-призраке «Белый тигр», который молниеносно уничтожает десятки наших машин и растворяется в воздухе. Чудом выживший после такого боя танкист теряет память, но обретает сверхъестественные способности. Он разговаривает с танками и утверждает, что «Белый тигр» — не миф, а реальность. И пока он его не сожжет, не успокоится. Далее следует череда впечатляющих сцен, в которых наш Иван сотоварищи пытается выследить и уничтожить зловещую машину. Но внезапно триллер обрывается, еще не достигнув апогея, и сменяется совсем другой историей…

Фантастический элемент в новых фильмах о войне почти всегда служит затравкой для молодого зрителя: достаточно вспомнить дилогию «Мы из будущего». Поначалу и Шахназарова подозреваешь в том, что он замутил всю эту мистику ради привлечения и развлечения публики. Но потом выясняется, что режиссер пошел другим путем — тем, который протаранил своими «Утомленными» Никита Михалков, пытавшийся перевести разговор о войне из реалистично-исторической в метафизическую плоскость. Вот и Шахназаров по-своему попробовал вскрыть «параллельную» реальность войны, ее невидимую суть.

Параллельно жизни

К середине фильма вырисовывается отличный по задумке образ: перед нами война не только «физическая», но и ментальная — не столько между СССР и Германией, сколько между Россией и Европой. Недаром в первых же кадрах нам напоминают, что за фашистов воевали и румыны, и венгры, и итальянцы, а фюрер в финальной сцене разглагольствует о том, что Европа всегда боялась Россию и не любила евреев, а Германия всего лишь постаралась претворить в жизнь тайную мечту Старого Света.

«Этот белый дьявол вам не по зубам — он есть торжество немецкого духа!» — эта фраза пленного офицера — ключевая в фильме. И если духовным воплощением Германии стала безупречная машина, то русское «коллективное бессознательное» породило тщедушного, полубезумного, почти бестелесного, но и бессмертного Ивана Ивановича Найденова. Но если насчет «немецкой машины» вопросов к авторам фильма нет, то вот русский призрак получился странным: герой напоминает зомби, с ледяными глазами и ничего не выражающим лицом. На экране царят меланхолия, забытье, полусон. Кстати, «Белый тигр» напоминает именно фильм «Полумгла» мыслью о том, что вот так запросто понять-простить врагов не получится, а им не получится откупиться, что это заблуждение и самообман — думать, будто после войны в сознании нации не останется «занозы» на десятилетия и даже века. Призраки войны продолжают жить в нас, мертвые по сей день воюют с мертвецами, будоража при этом живых.

Разбавляется смутно-странная атмосфера картины бытовыми сценками, в нескольких штрихах рисующими фронтовые будни. Все-таки режиссерское мастерство — это надолго: «Белый тигр» снят с редким для современных фильмов-скороспелок чувством, толком, расстановкой…
Однако в тяжелом воздухе фильма висит неразрешенный вопрос: так в чем же уязвимость немецкой машины и в чем сила Ивана? Ведь последний, несмотря ни на что, победил…

Следите за нашими новостями в удобном формате