И не надо ничего изобретать

И не надо ничего изобретать

Домчаться до работы без пробок. Вырваться на свежий воздух за город. Объехать заповедные уголки своей области или даже страны. Оторвать пятую точку от стула, глаза — от компьютера. Стать стройней и выносливей. Влиться в интересную компанию. Все эти желания сегодня означают одно: сесть на велосипед.

Спасибо братьям китайцам?

Вы наверняка встречали их в центре города — стайки людей в красивых комбинезонах с изящными двухколесными «конями». Или наблюдали из пригородного автобуса, как они исступленно крутят педали, пытаясь продержаться несколько километров на скорости машины. А случалось, обнаруживали, что у не самого спортивного человека с сидячей работой хранится в компьютере куча фотографий, сделанных во время велосипедных турне по области, стране или даже «по загранице»…

Кстати

В Интернете можно найти сайт Нижегородского велоклуба, который обозначает свою миссию так: «Популяризация велосипедного движения, объединение и идентификация всех велолюбителей города и области, организация массовых велопокатушек и велопоходов». На велофоруме обсуждаются маршруты предстоящих поездок, собственно велосипеды и экипировка, даются советы «чайникам».

— Все началось с того, что муж несколько лет назад решил вспомнить детство, — рассказывает намотавшая не одну тысячу километров 35-летняя велопутешественница Наталья Шумилова. — Он купил хороший велосипед, стал кататься и буквально на улице познакомился с давно увлеченными велосипедом людьми, у которых уже сложилась своя тусовка. Ведь лет шесть назад произошло резкое увеличение числа катающихся граждан в нашей стране. Я связываю это с тем, что появились велосипеды, доступные по цене, — благодаря нашим братьям китайцам. Раньше стоимость велосипеда равнялась средней зарплате, а сейчас на нее можно купить пару-тройку простеньких великов — так называемых «ашан-байков». Очень много девочек и мальчиков сейчас ездят на всякой дребезжащей ерунде. У тех же, кто увлечен этим делом серьезно, стоимость «агрегата» так и осталась равна приличной зарплате. Они его холят и лелеют, регулярно смазывают цепь (через каждые 100–200 км), раз-два в год проходят техобслуживание, заменяют детали. Поначалу мне казалось, что подобные физические нагрузки не для меня, а со временем привыкла и уже не удивлялась, как осталась жива, проехав 197 км за день…

Обгоняя шар земной

Да, велосипедисты и велосипеды бывают разные. Кто-то выкатил свой «ашан-байк» во двор, намотал пару кружочков по дворам — и весь променад. Есть те, кто просто добирается на велосипедах до работы, хотя при почти повсеместном в России отсутствии условий для велосипедистов это опасно.

Следующая категория — представители «сидячих» профессий, отправляющиеся в конце недели в так называемый поход выходного дня. Их маршруты — 20 — 50 км от города, где они могут пожарить шашлык и пообщаться с такими же «недотуристами». Подобные походы производятся с парой ночевок, с детьми, с кремами для загара и с домашними заготовками.

Иное дело туристы, отправляющиеся в походы длительностью от трех дней и до пределов разумного, с дневным пробегом от 80 км по грунтовым дорогам до 150 км по асфальту.

— Идеи маршрутов рождаются разными способами, — говорит Наталья Шумилова. — Например, в руки велосипедисту попадает карта области. Он находит там озеро, окруженное лесами, к которому ведет дорога, — вот тебе, пожалуйста, цель и маршрут. Кто-то отправляется по уже проторенным другими туристами дорожкам осмотреть удаленные от города достопримечательности. А кто-то случайно вспоминает, как в детстве проводил лето в деревне Смородиновке, где Дом культуры был украшен интересными финтифлюшками. Надо же съездить проверить, сохранилась ли эта красота!

У настоящих туристов в обязательном порядке имеется багажник, к которому прикреплен велорюкзак, содержащий палатку, спальник, коврик, газовую горелку, котелок и так называемый КЛМН (кружка, ложка, миска, нож). Кроме того, в дальнем путешествии пригодятся запасная и теплая одежда, непортящаяся калорийная еда (тушенка, вермишель, пряники, конфеты) и вода. Одежду велотуристы покупают в спортивных магазинах или подбирают из обычного гардероба, но с учетом того, что вещи должны быть облегающими и удобными.

Отдельная категория — это спортсмены. Для них велосипед — не дополнение к жизни, а сама жизнь, тогда как дом, семья, работа всего лишь помеха увлечению. Спортсменов в свою очередь делят на кросс-кантри гонщиков (они участвуют в соревнованиях и поездках по пересеченной местности — грунту, бездорожью, горам) и шоссейников (они ездят только по асфальту). Кросс-кантрийщики больше часа-трех не мучаются, а вот шоссейники устраивают марафоны и устанавливают личные рекорды по километражу. Туристы и кросс-кантрийщики катаются на маунтинбайках, а шоссейники ездят на велосипедахшоссерах с узкими колесами и практически с «лежачей» посадкой. Это они так лихо просвистывают мимо вас по дороге, что не успеваешь понять: кто это был?

Ольга ГОРНОВА.

На заметку

Советы начинающим от Владимира КАБАНОВА, модератора одного из российских велофорумов:

Рассчитывайте свои силы. Наращивайте нагрузку постепенно, особенно после длительного зимнего перерыва.

Делайте по 1–2 глотка воды каждые полчаса, даже если прохладно и вам не очень хочется пить.

При активной физической нагрузке организм вместе с потом теряет соль. Пейте слабосоленую минеральную воду, предварительно выпустив из нее газ.

Старайтесь крутить педали быстрее, а не сильнее. Оптимальная частота вращения педалей — 70–80 оборотов в минуту.

Установите седло на такую высоту, чтобы нога могла практически полностью разогнуться в нижней точке.

Давите на педаль носком, а не пяткой. Основание большого пальца ноги должно находиться над осью педали.

Широкие и комфортные седла не предназначены для длительных поездок, они быстро натирают мягкие ткани.

Одевайтесь по погоде. Надевайте светлую облегающую одежду — это способствует терморегуляции организма и делает вас заметнее на дороге.

Внимание!

Велосипед является транспортным средством. По проезжей части он должен двигаться как можно правее.

На тротуаре велосипедист — гость и должен вести себя соответственно.

Выезжать на велосипеде на дорогу можно с 14 лет.

Помните: повороты показываются вытянутой в сторону рукой, сигнал остановки — рукой, вытянутой вверх.

Двигайтесь предсказуемо, не совершайте резких маневров, показывайте повороты руками, до того как начали поворачивать.

Не ныряйте в промежутки между припаркованными машинами.

Заранее, за 50 метров, перестраивайтесь левее, если надо объехать припаркованную машину, объезжайте ее на безопасном расстоянии.

В сумерках и ночью в дополнение к катафотам включайте передний и задний фонари, иначе вас будет не видно на дороге.

Не обгоняйте справа стоящие машины — водитель не ожидает, что там кто-то есть, и может начать движение.

Не объезжайте остановившиеся автобусы и маршрутки справа.

Не спешите проскочить на мигающий зеленый.

Если на перекрестке, где есть поворот направо, вы двигаетесь прямо — займите середину крайне правой полосы, в которой разрешено движение прямо.

Можно при этом подать сигнал «поворот налево» — это покажет, что вы НЕ поворачиваете направо.

По пешеходному переходу следует переходить дорогу, а не переезжать.

Рельсы пересекайте под прямым углом.

А как у них

Топ-5 самых велосипедных городов мира

1. Копенгаген (Дания). В этом городе велосипедистов почти у каждого жителя есть свой личный двухколесный. В городе множество велосипедных дорожек, оснащенных специальными знаками. Есть даже один район, полностью свободный от автомобилей.

2. Амстердам (Голландия). Более 40 процентов всего трафика Амстердама — велосипедный трафик. Город считается велосипедной столицей мира.

3. Дэвис (США). Один из первых городов США, который активно начал включать велосипедную культуру в свою архитектуру. Там более 100 миль специальных дорожек. Велосипед присутствует даже на логотипе города.

4. Барселона (Испания). В городе есть специальное «зеленое кольцо» для велосипедистов и предусмотрено более 3250 парковочных мест, в процессе находится строительство огромной подземной парковки для велосипедов. А еще здесь проводится Велосипедный фестиваль.

5. Портленд (США). В городе действует специальная социальная программа для малоимущих, которая предоставляет им пятичасовой тренинг езды на велосипеде, обучение технике безопасности, а также сам велосипед, укомплектованный фарами, замком, шлемом, ящиком с инструментами и картой.

Следите за нашими новостями в удобном формате