В вестибюле здания Нижегородской мэрии висит плакат, который я воспринимаю как свет неоспоримой истины: «Нижегородцы нам платят зарплату». Читая эти нетленные строки, я всегда чувствую, как по всему моему телу пробегает трепет восторга перед мудростью автора, сумевшего вложить в четыре, казалось бы, затертых слова глубочайший смысл и назидание. Точнее и поучительнее не скажешь: «Как бы вы, братцы, не хорохорились, а деньжата на житье-бытье вам отстегивают налогоплательщики. Без их щедрот праведных хоть ложись да помирай. Помните об этом».
Не хочу гадать, так ли это понимать сотрудники мэрии. Мне иногда даже кажется, что редко кто из них вообще задумывается над пафосным смыслом плаката. Ведь если с высоко висящего плаката опустить глаза долу, то прямо пред собой можно увидеть металлическое заграждение, которое по научному именуется турникет. Для каких целей эта штука установлена, объяснять не надо, и без слов все понятно: непрошенному гостю дальше хода нет! Не являются исключением даже те, «кто платит нам зарплату». Преодолевая оказавшуюся на пути преграду, придется потратить немало времени и нервов, разъясняя по телефону, «Кто вы и откуда. По какой надобности пожаловали? И уверены ли, наконец, что вам нужно именно в мэрию, а, скажем, не на рынок?» Хорошо еще, если чиновник снизойдет к вашей просьбе и закажет пропуск. Я, например, подобной чести не удостоился, хотя пустил в ход, вроде бы, самый беспроигрышный козырь: я – журналист. Наивно полагая, что это заменит мне сказочный пароль «Сезам, откройся».
Увы, мне не повезло. Я обратился к чиновникам городской администрации, которые газет не читают, на критику в свой адрес совершенно никак не реагируют пишущую братию меньше всего празднуют. Ну, а события последнего времени добавили немало убедительных фактов, подтверждающих, что в Нижнем к прессе начали смело и открыто применять пресловутый принцип «развязанных рук».
Что это значит? А то, что в стремлении навязать нам свои нормы и правила, люди, стоящие у власти в выборе средств себя не стесняют.
Надеюсь, что вы со мной согласитесь. 29 марта нынешнего года администрация города издало постановление, от которого оказалась в полной зависимости судьба многих киосков, торгующих газетами и журналами. В нем в строжайшей форме недвусмысленно сказано, что любое «временное сооружение», в том числе и газетный киоск, может рассчитывать на продление своей миссии при условии и «наличия подключения к сетям водопровода и канализации». В противном случае никакой пощады не жди и на снисхождение не надейся.
Давая простор дерзкому полету реформаторской мысли, власти вряд ли осознавали, что решая одну из необычайно сложных проблем, ставят задачу невыполнимую. По целому ряду хорошо известных обстоятельств. И добавленная в Постановление оговорка, что «возможно без подключения… при наличии на прилегающей территории туалетов, объектов водоснабжения общего пользования, либо договоров на пользование санузлов с владельцами объектов, расположенных на прилегающей территории, подключенных к централизованной системе канализации и водоснабжения», - это неуклюжая манипуляция словами и понятиями.
Подозреваю, что у мэра Вадима Булавинова и его советников сильна инерция предубежденности: мол, все нами делается безошибочно и верно. Попытаюсь до казать, что это не так. Не успело постановление увидеть свет, как некоторые газетно-журнальные киоски, говоря литературным штампом, приказали долго жить. Только в апреле бесследно исчезли пять киосков на площади Революции у железнодорожного вокзал. То есть в том именно месте, где периодика пользуется спросом. Получено категорическое предписание убрать киоск у автостанции «Сенная», несколько – в Автозаводском районе. Торопятся очистить земельные участки от киосков и в центре Сормовского района.
Хотя на этих скромных сооружениях лежит неизгладимая печать истории: они были установлены там вскоре после Октябрьской революции. Вместо того, чтобы эти реликвии использовать выгодно, как с моральной, так и с материальной точки зрения, у нас все отдано на «милость» бульдозера.
Печальная участь уготована и киоску, услугами которого я пользуюсь много лет. Он давно стоит на Большой Покровской, рядом с магазином «художественные промыслы», у него сотни своих постоянных покупателей и разнообразный ассортимент продукции. Но, к сожалении. Нет смычки «с сетями водопровода и канализации», и это безоглядно решило его некогда славную судьбу.
К месту и ко времени мне вспомнилась одна забытая пословица: «Прежде чем войти, подумай как выйти». Действительно, зная, что данная акция отзовется в городе гулким и тревожным эхом, руководителям Нижегородской администрации следовало бы заранее продумать и дотошно просчитать весь механизм действий и последствий. Но к архисерьезному вопросу подошли с юношеским легкомыслием и беспечностью. Готовясь к сносу киосков, не учли одного весьма тревожного факта: в городе с полуторамиллионным населением газетами и журналами торгуют всего лишь 160 киосков. Тогда как при коммунистах их было 600. Разница ошеломляющая. Такую скудость не просто найти в России. В Новосибирске, например, и сейчас свыше 500 торговых точек, предлагающих печатную продукцию, в Ростове-на-Дону – 450. О Москве и говорить излишне: в белокаменной один киоск приходится на 1500 жителей, а вот в Нижнем – один почти на пять тысяч.
Интересна и показательна такая цифра: у нас в расчете на одного жителя ежемесячно продается 0,7 экземпляра газет и журналов. Надо бы ниже, да некуда, куры засмеют.
Вот вам и третья столица страны. Нам бы всем гуртом постараться выправить вопиющие перекосы, так нет же, развернули кампанию «освобождения земельных участков от временных сооружений». А это значит, и от газетных киосков тоже. Удивительно, но за последние три года под газетно-журнальные киоски земельные участки не выделялись.
Если бы речь велась о внешнем облике «временного сооружения», то ОАО «Печать», кому принадлежат эти 160 киосков, готово безотлагательно предложить мэрии новые проекты павильонов, салонов прессы и т.д. Но в том-то и заковыка: архитектурные изыски никому не нужны. Принципиально важно все увязать в тугой узел с «водопроводом и канализацией».
К слову сказать, на окраинах нашего древнего года найдется не одна сотня жилых домов, жители который до сих пор пользуются «удобствами во дворе». Однако, никого это не встревожило, а сам факт не стал предметом каких-либо кардинальных решений. На территории Нижнего 460 незаконно построенных объектов. То есть целый поселок. Эта информация прозвучала из уст Вадима Блавинова более года назад. Сегодня их может оказаться гораздо больше. Кроме констатации весьма неприглядного явления, по решению суда снесены лишь знаменитое кафе «У фонтана» и еще ряд мелких застроек. Хозяева остальных спокойненько себе живут-поживают, да добра наживают.
Идея сосредоточить всю торговлю газетами и журналами на первых этажах вновь возводимых зданий не выдерживает никакой критики. Зададимся вопросом: а кому это выгодно? Нам, рядовым читателям, газета обойдется в копеечку, потому что все накладные расходы, в том числе и аренда площадей, будут компенсироваться из кармана покупателей. Много найдется охотников взвались на свои плечи дополнительное финансовое бремя? Сомневаюсь.
Николай Симаков,
публицист.
P.S. Руководитель секретариата главы города Евгений Семенов в одном из пресс-релизов, по всей вероятности, пытается успокоить владельцев киосков написал: «Ликвидации могут быть подвергнуты лишь те киоски, которые находятся на «красных линиях или линиях застройки». Однако, как всегда, еще больше насторожил людей и запутал.