После январского праздничного загула наступает передышка в застольях — от романтических ужинов при свечах до шумных корпоративов. А значит, есть время оглянуться, сделать выводы из опыта недавних посещений общепита и задуматься, как провести следующие торжества веселее и… дешевле.
Мстят клиентам и хозяевам
Если вы ориентируетесь на красивое название заведения и антураж, но сами еще ни разу не были в нем, советуем сделать пробное посещение, дабы не разочароваться в обслуживании, качестве еды и напитков, а также в количестве потраченных денег. Ведь, по словам регулярного члена нижегородской комиссии по контролю за обслуживанием в местах общественного питания Виктории Моргуновой, обман в наших кафе и ресторанах приобретает масштаб эпидемии.
— Как и в любой сфере, в ресторанном бизнесе огромное количество мошенников и недобросовестных работников, только и мечтающих нажиться на клиентах, — говорит Виктория Моргунова. — Чаще всего обманывают посетителей те, кто непосредственно с ними работает, — бармены и официанты. Ни для кого не секрет, что оклады у них невелики и живут они за счет чаевых. А так как многие наши люди покидают ресторан с мыслью: «Им и так зарплату платят за работу, с какой это стати я буду оставлять чаевые», то сделать вывод о доходах барменов и официантов несложно. И тогда многие труженики ресторанного бизнеса решаются на обман клиентов.
По словам Виктории Сергеевны, основных причин подобного отношения к посетителям две.
Вторая причина процветающего воровства среди работников ресторанов кроется в том, что, как правило, работать официантами и барменами идут люди, которые воспринимают эту работу как временную и вовсе не собираются на ней задерживаться. Это студенты, люди, пережидающие кризис. Они относятся к своей работе несерьезно и не видят ничего плохого и страшного в том, чтобы немного подзаработать на клиентах.
Ну и, конечно, не стоит забывать о том, что есть люди, которые просто не могут удержаться от воровства и обмана.
Математика под градусом
Денис Волков (имя и фамилия героя изменены. — Авт.) работает барменом шестой год. И вот что он рассказывает об ухищрениях коллег по цеху:
— Коктейли приносят самый большой доход недобросовестному бармену. Вряд ли существуют люди, которые смогут точно различить все ингредиенты коктейля. Барменам это на руку. Например, вы заказываете коктейль
Недолив алкоголя бармены очень любят компенсировать огромным количеством льда. И если с коктейлями, в которых лед необходим по рецепту, ничего не поделаешь, то, заказывая, например, виски со льдом, попросите принести лед в отдельной емкости. В принципе так и положено, но бармены, чтобы скрыть недолив, могут подать вам уже смешанный напиток.
Еще одна излюбленная махинация с алкоголем — это подача более дешевого напитка. Например, вы заказываете хороший дорогой ром, а вместо него официант запросто может принести ром дешевле в два раза. Но такое случается не так часто, ведь чистый алкоголь не очень сложно отличить, когда он не в коктейле. Гораздо чаще встречается последующая замена. К примеру, сидит компания, которая пьет дорогую водку. Они заказывают еще и еще. Персонал видит, когда клиенты уже дошли до кондиции, и начинает подавать им самую дешевую водку. Чтобы избежать такого обмана, просите, чтобы вам принесли алкоголь в нераскупоренной бутылке.
Банкетное раздолье
Официантка Олеся Козлицкая (имя изменено. — Авт.) каждый день наблюдает за тем, какие «чудеса» творятся на кухне ее ресторана.
— Персонал наживается на банкетах, здесь для него настоящее раздолье, — говорит она. — Самое элементарное — это сложить все порции салата в одну тарелку. Ведь, как правило, перед банкетом все заказывается порциями. И если вы заказали 20 порций оливье, вряд ли вы заметите, что в салатнице лежит 17. Поэтому лучше заранее предупредите, чтобы все порционные блюда вам разложили на тарелки, а не сваливали в одну кучу.
Еще один способ обмана на банкете — разлив алкоголя по графинам, кувшинам
Олеся подтвердила: да, разговоры о том, что некоторые заведения пускают остатки от недоеденных порций на новые порции, не выдумка. Но, как правило, на подобное идут сотрудники дешевых заведений.
Трюки с чеками
Когда дело касается обманов с чеками, то в большинстве случаев здесь участвуют не только официанты, но и менеджеры залов.
Один из самых излюбленных способов обмана таков: вам приносят счет, там лежит пречек. То есть просто бумажка, которая информирует вас о том, сколько денег вы должны. Она не имеет никакой юридической силы. Настоящий чек выбивается лишь после того, как деньги оказываются в кассе. Его приносят вместе со сдачей.
Так вот, если чек со сдачей вам не принесли, это значит только одно: на кассе ничего не пробивали, а просто положили ваши деньги в карман. Конечно, никакой чек вам не принесут, а для отвода глаз принесут тот же пречек. Да и мало кто из посетителей вообще это замечает. Поэтому не спешите уходить, а посмотрите в папочку, которую вам принесли со сдачей: есть ли там чек? Тем более что в чеке могут быть выбиты и лишние позиции, то есть блюда, которые вы вообще не заказывали.
Также можно встретить и такой случай, когда официанты подходят и называют сумму, которую вы должны, устно, а после оплаты приносят чек. Ни в коем случае не допускайте такого! Требуйте, чтобы вам принесли пречек: вы должны сами убедиться в правильности вашего счета. А если вам скажут, что в ресторане закончилась бумага, краска, сломалась касса и так далее, помните, что это абсолютно не ваши проблемы.
Пока у нас редко можно встретить рестораны, где чаевые включены в счет. Но официанты, жаждущие денег, поступают очень просто: они прямо на чеке могут от руки написать сумму — якобы за сервис. А на вопрос, что это такое, нагло отвечают: «Это счет за обслуживание. Но, если не хотите, можете не платить».
Людмила МАЛЕЕВА.
Справка «НН»
С июля по ноябрь 2010 года в общество защиты прав потребителей по Нижнему Новгороду было подано 127 жалоб на обман в ресторанах и кафе.
Средняя зарплата официанта в Нижнем Новгороде — от 8000 до 15 000 рублей.
Средняя зарплата бармена — от 10 000 до 25 000 рублей.
Сумма чаевых за месяц в среднем, в зависимости от класса заведения и клиентуры, от 1500 до 15 000 рублей.
Сумма, которую весь персонал в месяц может «увести» за счет продуктов, выпивки и обманных чеков из одного среднего заведения, около 150 000 рублей.
Между тем
Богатое меню обманов
На банкетах очень часто в пречеки вбиваются не заказанные вами блюда (потом они удаляются, а деньги за них делятся), а также в огромных количествах персоналом выносится алкоголь.
У большинства сортов алкоголя и продуктов есть более дешевые аналоги, которые могут и подаваться гостям. Например, телятина выдается за говядину, ягнятина за баранину
Некоторые бармены продают алкоголь не ресторанный, а свой. То есть они попросту покупают в ближайшем магазине, например, бутылку виски и наливают порции для посетителей из нее. Таким образом, вся прибыль оседает у них в кармане.
Когда посетители хорошо и на много «посидели», официанты любят поднимать счет. Например, вы заказывали 12 порций водки, 6 салатов, 8 пирожных, 5 нарезок. В счете все это запросто может превратиться в 14 порций водки, 7 салатов, 9 пирожных, 7 нарезок
Алкоголь в коктейлях всегда дешевле, чем в порциях. Например, коктейль
В большинстве случаев, когда вам долго не несут сдачу, значит, официант попросту не хочет ее нести и ждет, когда вы потеряете терпение и уйдете. Фраза «нет сдачи» от официанта вряд ли будет правдой. Сдача в кассе есть всегда. На каждую кассу выдается достаточная сумма перед началом рабочего дня в мелких купюрах.