Коктейль из жадности

Коктейль из жадности

После январского праздничного загула наступает передышка в застольях — от романтических ужинов при свечах до шумных корпоративов. А значит, есть время оглянуться, сделать выводы из опыта недавних посещений общепита и задуматься, как провести следующие торжества веселее и… дешевле.

Мстят клиентам и хозяевам

Если вы ориентируетесь на красивое название заведения и антураж, но сами еще ни разу не были в нем, советуем сделать пробное посещение, дабы не разочароваться в обслуживании, качестве еды и напитков, а также в количестве потраченных денег. Ведь, по словам регулярного члена нижегородской комиссии по контролю за обслуживанием в местах общественного питания Виктории Моргуновой, обман в наших кафе и ресторанах приобретает масштаб эпидемии.

— Как и в любой сфере, в ресторанном бизнесе огромное количество мошенников и недобросовестных работников, только и мечтающих нажиться на клиентах, — говорит Виктория Моргунова. — Чаще всего обманывают посетителей те, кто непосредственно с ними работает, — бармены и официанты. Ни для кого не секрет, что оклады у них невелики и живут они за счет чаевых. А так как многие наши люди покидают ресторан с мыслью: «Им и так зарплату платят за работу, с какой это стати я буду оставлять чаевые», то сделать вывод о доходах барменов и официантов несложно. И тогда многие труженики ресторанного бизнеса решаются на обман клиентов.

По словам Виктории Сергеевны, основных причин подобного отношения к посетителям две. Во-первых, это озлобленность на жадных клиентов и работодателей. Клиенты, как уже говорилось выше, не только не оставляют чаевые, но и могут нахамить и обозвать и даже иногда ударить. А официанты не могут ничего возразить, они должны просто стоять и мило улыбаться. Усугубляется ситуация и проблемами с работодателями, которые очень часто недоплачивают зарплату, штрафуют за все провинности и заставляют работать сверхурочно. В таких условиях многие работники просто мечтают отыграться на работодателях и клиентах, делая это единственным доступным им способом — обсчитывая посетителей и воруя у ресторана.
Вторая причина процветающего воровства среди работников ресторанов кроется в том, что, как правило, работать официантами и барменами идут люди, которые воспринимают эту работу как временную и вовсе не собираются на ней задерживаться. Это студенты, люди, пережидающие кризис. Они относятся к своей работе несерьезно и не видят ничего плохого и страшного в том, чтобы немного подзаработать на клиентах.
Ну и, конечно, не стоит забывать о том, что есть люди, которые просто не могут удержаться от воровства и обмана.

Математика под градусом

Денис Волков (имя и фамилия героя изменены. — Авт.) работает барменом шестой год. И вот что он рассказывает об ухищрениях коллег по цеху:

— Коктейли приносят самый большой доход недобросовестному бармену. Вряд ли существуют люди, которые смогут точно различить все ингредиенты коктейля. Барменам это на руку. Например, вы заказываете коктейль «Лонг-айленд». В него входит по 25 граммов водки, джина, рома, текилы, виски и 250 граммов колы. Бармен запросто может налить вам 50 граммов самой дешевой водки, залить ее дешевыми ромом и колой. Либо же можно лить не по 25 граммов алкоголя, а по 15. И такую процедуру можно проводить практически со всеми коктейлями, в которые входит большое количество ингредиентов. Выход здесь может быть только один: заказывайте коктейли да и вообще весь алкоголь непосредственно у стойки. Вряд ли бармен решится на обман на глазах у клиента.

Недолив алкоголя бармены очень любят компенсировать огромным количеством льда. И если с коктейлями, в которых лед необходим по рецепту, ничего не поделаешь, то, заказывая, например, виски со льдом, попросите принести лед в отдельной емкости. В принципе так и положено, но бармены, чтобы скрыть недолив, могут подать вам уже смешанный напиток.

Еще одна излюбленная махинация с алкоголем — это подача более дешевого напитка. Например, вы заказываете хороший дорогой ром, а вместо него официант запросто может принести ром дешевле в два раза. Но такое случается не так часто, ведь чистый алкоголь не очень сложно отличить, когда он не в коктейле. Гораздо чаще встречается последующая замена. К примеру, сидит компания, которая пьет дорогую водку. Они заказывают еще и еще. Персонал видит, когда клиенты уже дошли до кондиции, и начинает подавать им самую дешевую водку. Чтобы избежать такого обмана, просите, чтобы вам принесли алкоголь в нераскупоренной бутылке.

Банкетное раздолье

Официантка Олеся Козлицкая (имя изменено. — Авт.) каждый день наблюдает за тем, какие «чудеса» творятся на кухне ее ресторана.

— Персонал наживается на банкетах, здесь для него настоящее раздолье, — говорит она. — Самое элементарное — это сложить все порции салата в одну тарелку. Ведь, как правило, перед банкетом все заказывается порциями. И если вы заказали 20 порций оливье, вряд ли вы заметите, что в салатнице лежит 17. Поэтому лучше заранее предупредите, чтобы все порционные блюда вам разложили на тарелки, а не сваливали в одну кучу.

Еще один способ обмана на банкете — разлив алкоголя по графинам, кувшинам и т. д. Вы опять же не сможете проконтролировать, сколько именно граммов там налито. Поэтому попросите, чтобы алкоголь на банкете стоял в закупоренных бутылках.
Олеся подтвердила: да, разговоры о том, что некоторые заведения пускают остатки от недоеденных порций на новые порции, не выдумка. Но, как правило, на подобное идут сотрудники дешевых заведений.

Трюки с чеками

Когда дело касается обманов с чеками, то в большинстве случаев здесь участвуют не только официанты, но и менеджеры залов.
Один из самых излюбленных способов обмана таков: вам приносят счет, там лежит пречек. То есть просто бумажка, которая информирует вас о том, сколько денег вы должны. Она не имеет никакой юридической силы. Настоящий чек выбивается лишь после того, как деньги оказываются в кассе. Его приносят вместе со сдачей.

Так вот, если чек со сдачей вам не принесли, это значит только одно: на кассе ничего не пробивали, а просто положили ваши деньги в карман. Конечно, никакой чек вам не принесут, а для отвода глаз принесут тот же пречек. Да и мало кто из посетителей вообще это замечает. Поэтому не спешите уходить, а посмотрите в папочку, которую вам принесли со сдачей: есть ли там чек? Тем более что в чеке могут быть выбиты и лишние позиции, то есть блюда, которые вы вообще не заказывали.

Также можно встретить и такой случай, когда официанты подходят и называют сумму, которую вы должны, устно, а после оплаты приносят чек. Ни в коем случае не допускайте такого! Требуйте, чтобы вам принесли пречек: вы должны сами убедиться в правильности вашего счета. А если вам скажут, что в ресторане закончилась бумага, краска, сломалась касса и так далее, помните, что это абсолютно не ваши проблемы.

Пока у нас редко можно встретить рестораны, где чаевые включены в счет. Но официанты, жаждущие денег, поступают очень просто: они прямо на чеке могут от руки написать сумму — якобы за сервис. А на вопрос, что это такое, нагло отвечают: «Это счет за обслуживание. Но, если не хотите, можете не платить».

Людмила МАЛЕЕВА.

Справка «НН»

С июля по ноябрь 2010 года в общество защиты прав потребителей по Нижнему Новгороду было подано 127 жалоб на обман в ресторанах и кафе.

Средняя зарплата официанта в Нижнем Новгороде — от 8000 до 15 000 рублей.

Средняя зарплата бармена — от 10 000 до 25 000 рублей.

Сумма чаевых за месяц в среднем, в зависимости от класса заведения и клиентуры, от 1500 до 15 000 рублей.

Сумма, которую весь персонал в месяц может «увести» за счет продуктов, выпивки и обманных чеков из одного среднего заведения, около 150 000 рублей.

Между тем

Богатое меню обманов

На банкетах очень часто в пречеки вбиваются не заказанные вами блюда (потом они удаляются, а деньги за них делятся), а также в огромных количествах персоналом выносится алкоголь.

У большинства сортов алкоголя и продуктов есть более дешевые аналоги, которые могут и подаваться гостям. Например, телятина выдается за говядину, ягнятина за баранину и т. д. Мартини легко можно заменить чинзано, а ликер «Бэйлис» более дешевым аналогом — «Айриш Мист».

Некоторые бармены продают алкоголь не ресторанный, а свой. То есть они попросту покупают в ближайшем магазине, например, бутылку виски и наливают порции для посетителей из нее. Таким образом, вся прибыль оседает у них в кармане.

Когда посетители хорошо и на много «посидели», официанты любят поднимать счет. Например, вы заказывали 12 порций водки, 6 салатов, 8 пирожных, 5 нарезок. В счете все это запросто может превратиться в 14 порций водки, 7 салатов, 9 пирожных, 7 нарезок и т. д.

Алкоголь в коктейлях всегда дешевле, чем в порциях. Например, коктейль виски-кола стоит 200 рублей. Отдельно же виски стоит 200 рублей и кола — 50. Бармен делает коктейль и в кассе пробивает его же. А посетителю называет цену в 250 рублей и для убедительности показывает позиции из меню: виски 50 г — 200 рублей, кола 200 мл — 50 рублей. В итоге 50 рублей идут бармену в карман.

В большинстве случаев, когда вам долго не несут сдачу, значит, официант попросту не хочет ее нести и ждет, когда вы потеряете терпение и уйдете. Фраза «нет сдачи» от официанта вряд ли будет правдой. Сдача в кассе есть всегда. На каждую кассу выдается достаточная сумма перед началом рабочего дня в мелких купюрах.

Следите за нашими новостями в удобном формате