Судя по греческой мифологии, история мира началась с нескольких отцеубийств. Ну или как минимум отцепокушений: Кронос оскопил серпом своего отца, бога неба Урана, а Кроноса, спустя некоторое время, его сын Зевс заключил в недра Тартара. Однако во многих культурах и религиях отцеубийство считается одним из самых страшных грехов или преступлений. По свидетельствам Цицерона, в Римской республике отцеубийство было единственным преступлением, за которое гражданина приговаривали к смертной казни. А в Китае, например, за это преступление полагалась линчи – самая страшная из казней, когда от тела виновного поочередно отрезали куски плоти. Считалось, что за страшное преступление полагается суровое наказание.
Криволесье.
Много лет назад во время путешествия по Северному Кавказу довелось увидеть в Кабардино-Балкарии странный лес. Стволы деревьев здесь были причудливо скручены, обезображены кривыми дуплами, уродливыми ветками. Они росли не вертикально вверх, а словно бы извивались и скручивались у корня, образуя петли, арки, изгибаясь штопором. У их подножия каменистая земля – ни травы, ни кустарников, ни грибов, ни ягод. При этом возле жуткого криволесья растет обычная чаща – прямоствольная,
с подлеском и травой до пояса. На вопрос туристов, что бы это значило, молоденькая экскурсовод ответила нечто невнятное. Позже я узнала, что так называемые «пьяные», «ведьмины» или «танцующие» леса
у нас встречаются чуть ли не во всех регионах. Особо впечатлительные люди рассказывают, что они в таких местах чувствуют себя плохо, якобы там даже электроника начинает сбоить и ломаться.
Некоторые ученые выдвигали отдельные версии, связанные с природными воздействиями. Дескать, деревья искривляются в подветренную сторону или из-за состава почвы, или из-за обильного снегопада… Говорили даже, что причиной искривления стволов стали вредители-насекомые, которые повредили побеги. Но всерьез это явление никто не исследовал.
А деревья растут кривыми.
То же самое и у людей. Почему порой у вполне благочестивых родителей дети вырастают моральными уродами?
А в народе говорят, каково дерево, таков и клин, каков батька, таков и сын…
В семье Потаниных было двое детей. Дочь выучилась, вышла замуж, стала уважаемым человеком, подарила отцу с матерью внуков. Мать, правда, не дожила до этого светлого дня, сгорела, как свечка, от неизлечимой болезни. А отец все чаще, глядя на сына, вот ужас-то, говорил: «Слава богу, мать не видит!».
Неизвестно, какое насекомое повредило этот «побег», только вырос сын шалопаем. Ни учиться, ни работать не хотел, еще пацаном связавшись с дурной компанией. Пил, гулял, воровал, дрался по пьяни...
А дальше – классика жанра: среди статей Уголовного кодекса РФ в его послужном букете статья «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью», «Побои»…
Новоселье.
Конечно же, у непутевого сына, назовем его Виталием, не было ни семьи, ни детей. Вернувшись из последней ходки, он, по его собственному выражению, «сошелся с женщиной». А у той ребенок. Не мог же он привести их в родительскую квартиру, где проживал отец – поначалу поселился на жилплощади сожительницы. Но, устав от ее упреков, однажды пожаловался отцу…
Не зря говорят, отец – это тот, кто ловит тебя, когда ты падаешь. Он помогает тебе не удариться, а подняться, отряхнуться и сделать еще одну попытку. В том смысле, что для сына, во веки веков, нет ближе и роднее…
– Держи! – Николай Васильевич вложил в ладонь сына ключи от дачного дома, который находился в черте города. – Не ахти какие хоромы, но жить можно…
А пока они отправились вдвоем наводить там порядок. Отец втайне лелеял надежду: может, и вправду образумится сынок – хватит уже, покуролесил? И когда скосили всю траву вокруг дачи, торжественно водрузил на чистый стол бутылку водки:
– С новосельем, сын! Живи – не тужи…
Вот тут-то Виталий и скажет:
– Мог бы сам отправиться на дачу, а квартиру мне освободить!
Из материалов уголовного дела:
«По версии следствия, 13 июля 2025 года около 21.00 подозреваемый 1979 года рождения, находясь в доме, расположенном на улице Свердлова города Сергача Нижегородской области, в ходе ссоры с отцом нанес ему ножевое ранение в область шеи… Пострадавший доставлен в медицинское учреждение, где ему оказана необходимая помощь...».
– В настоящее время нами проводится комплекс необходимых следственных действий, направленных на установление всех обстоятельств произошедшего, а также причин и условий, этому способствовавших, – рассказывает руководитель Сергачского межрайонного следственного отдела СУ СКР по Нижегородской области, подполковник юстиции Алексей Кораблев. – А тогда сосед по даче, выйдя на улицу, увидел нового жильца – в одежде, забрызганной кровью, с окровавленным ножом в правой руке…
– Что случилось? – не на шутку перепугался сосед.
– Я отца убил из-за квартиры, – спокойно пояснил сын.
У соседа жена работала фельдшером, она и вызвала скорую, которая, к счастью, вовремя доставила раненого в реанимацию Сергачской ЦРБ. Врачи спасли пожилого мужчину, на днях его уже перевели в общую палату, и теперь у родителя новый статус: он является фигурантом в уголовном деле по статье УК РФ «Покушение на убийство».
Квартирный вопрос.
Булгаковского Воланда с каждым годом цитируют все чаще. То его откровение, где он размышляет о москвичах: «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…». И наше поколение с тревогой наблюдает, как эта «испорченность», подобно заразной болезни, распространяется все дальше – от центра к периферии. И вот уже человеческая жизнь сравнялась в цене с сергачской двушкой. Следователю казалось, убивец даже сожалеет, что не сумел довести свой преступный умысел до конца.
– Желая убить отца, он даже не подумал о том, что в соседнем районе живет сестра со своей семьей, что она тоже является наследницей этой квартиры, – недоумевает Алексей Михайлович. А уж он-то повидал на своем веку страждущих отморозков!
Кто знает, может, в планах своих.
«Отец – это не якорь, который удерживает нас, и не парус, который влечет за собой, а свет, который указывает нам путь» – почему-то эта мудрость после сергачской истории вызывает оторопь. И нужные слова не приходят на ум. Могу лишь процитировать архиепископа Платона (Левшина), который, согласно своему сану, в 1772 году написал «Слово о содеявших в 1754 году убийства»: «Что можем мы сказать о отцеубийстве? Какую заслуживает оно казнь? Божественный законодатель о отцеубийце ничего и не помянул; как будто не надеялся он, чтоб такое могло быть чудовище, которое бы против давших ему жизнь вооружилося. Ибо в законе гласит тако: иже злословит отца своего, или матерь свою, смертию да умрет, и иже биет отца своего или матерь свою, смертию да умрет. Видите, что закон тому, кто злословит или биет родителей, определяет смерть: а о тех, которые родителей убивают, ничего не упоминает: не для того, аки бы они недостойны были всякия казни, но для того, что будто не вероятно казалось быть такой ехидне ...».
Татьяна Чинякова. Фото vk.com/su_skr_po_no
P. S. Имена и фамилия фигурантов этого уголовного дела изменены автором в интересах следствия.