Бумажный червь грызет таланты

Бумажный червь грызет таланты

Бумажный червь грызет таланты

Чиновники топят специалистов в потоке бумаг

Помню, в конце XX века мы, будучи студентами, с чувством какой-то неопределенности представляли себе, как войдем в новый век электроники, кибернетики, компьютеризации и сверхскоростей. Все верили в то, о чем читали в научной фантастике, представляли, какой станет наша жизнь, насквозь пропитанная научно-техническим прогрессом. Казалось, для этого лишь надо получить хорошее образование и честно выполнять свою работу.

В лабиринтах документов

Однако и работа перерастает в рутину. Спросите любого, будь то школьный учитель, медик или связист, что им сегодня мешает плодотворно трудиться в полную силу, принося пользу обществу? И каждый из них ответит: бесконечная, никчемная, никому не нужная, набившая оскомину ДОКУМЕНТАЦИЯ, оформление которой поглотило не часть, а все драгоценное рабочее время.

Скажите, какая радость или польза может быть, если весь восьмичасовой рабочий день потрачен лишь на то, чтобы разобрать, оформить, подписать, согласовать, отослать не стопку, не пачку, а гору пустой, никому не нужной документации, а проще сказать, макулатуры?! Причем каждый листик занимает массу драгоценного времени.

Школы, детсады, больницы, заводы, учреждения просто задыхаются от свалившейся на них бумажной беды. Бумажный червь — разрушитель всей экономики страны.

В доказательство приведу несколько примеров. На своем опыте убедилась, что интерес чиновника к школе, например, не касается того, как ведутся уроки, доходчиво ли излагается материал, увлекают ли учителя своим предметом ребят. Главное — чтобы все замыслы, методики, собрания, классные часы были отражены в бумажном виде: в диаграммах, таблицах, отчетах, аналитических документах с указанием процентов. Любой шаг специалиста должен фиксироваться каким-либо документом. Поговорил с родителем — зафиксируй в отчете. Провел диктант — сравни с предыдущими, проследи динамику, нарисуй схему по каждому ученику. Один мой знакомый педагог спросил: «А учить ребятишек когда, не подскажете?!" На что получил вялое пожимание плеч: «Находите время!» На основную-то работу ему приходится время поискать!

Не работа, а отчеты

Каждый учитель дает в год открытые уроки перед комиссией, а также руководит классом (а это десятки мероприятий разноплановой тематики). И по каждому телодвижению оформляется куча бумаг с отчетами, которые благополучно положат в папочку и забудут за ненадобностью. Ведь для пользы дела нужна только оценка зрителей и самих участников: что получилось, что не удалось и пожелания на будущее. А родительские собрания, семинары, педсоветы, ежедневные стопы тетрадей, дневников, ведение журналов и тому подобное? И на каждый шаг бумажка, которую требуют чиновники «сверху» из-за хронического недоверия или для своей псевдодеятельности.

Не говорю уже о постоянных проверках: пожарные, лицензирование, аккредитации, аттестации, фронтальные проверки и многое другое. О какой плодотворной работе учителя может идти речь? Вот и процветает сегодня репетиторство на дому, а живую работу с детьми заменили бухгалтерским отчетом.

То же самое происходит и в сфере здравоохранения. Врачам некогда разговаривать с больными, тем более подробно изучать их болезни, успеть бы оформить его приход и составить на него кипу справок и карт, отразить выписанное лечение. Писались бы бумаги, как раньше, вручную, может, меньше бы их требовали: пока одну страницу напишешь, пока таблицу скопируешь…

Бумагомаранием экономику не поднимешь, а вот страну погубить очень легко…

Ирина СУМЕНКОВА, бывший преподаватель, редактор многотиражной газеты.
Павлово.

Сюжет: Обратная связь

В сюжете

Следите за нашими новостями в удобном формате